На главную страницу портала ЦКВ
На главную страницу портала ЦКВ
Центральное казачье войско
На главную страницу портала ЦКВ
За Веру, Соборность, Отечество!
Цели ЦКВ
Информационно-методический Центр
Новости
Идеология казачества
История
Вестник ЦКВ
Структура ЦКВ
Документы
Полезная информация
Публикации в СМИ
Читателям официального Интернет-форума "Всевеликого Войска Донского"
Публикации в Интернете
Газеты и журналы
Фотогалерея
Казачата
Форум
Атрибутика
История казачества
Мультимедиа
Итоговая справка по проведению пасхальной ярмарки народного творчества «Казачье подворье»
Войсковой Атаман
Папа, мама, я – казачья семья
Казачья слава и честь
Сынок, послушай старика
Военный раздел
Вести региональных обществ ЦКВ
Экономический блок
Кошевая служба
Торговый дом "Казачий стан"
Контактная информация
Наши информационные партнеры
Карта сайта
Нагайка

Инвестиции под крыло государства

Валерий Налимов,

заместитель министра внешнеэкономических связей Правительства Московской области

 

Валерий Иванович Налимов родился 14 августа 1947 года в Алтайском крае.
Образование: Барнаульский государственный педагогический институт, Алма-Атинский институт народного хозяйства, Академия народного хозяйства Совета Министров СССР.
С 1992 по 1994 г.г. – зам. Председателя Государственной инвестиционной корпорации; в 1994-1996 – Начальник Управления делами ГУ ЦБ РФ по г. Москве; 1996-1997 - зам. Председателя Госинкор-холдинга; 1997-1999 – заместитель председателя Российского Авторского Общества, председатель Совета директоров Федерального промышленного банка; 1999-2000 – вице-президент Ассоциации финансово-промышленных групп России. С 2000 по настоящее время - заместитель министра внешнеэкономических связей Правительства Московской области.
Награжден 3 орденами, 7 медалями, советник Госслужбы 1 класса, заслуженный экономист Московской области, кандидат экономических наук.

В течение нескольких лет российская экономика развивается достаточно уверенными темпами, несмотря на имеющие место проявления экономической нестабильности в отдельных ее показателях, способные оказывать существенное влияние на рост валового продукта страны. В этом отношении важным показателем является динамика уровня инфляции, вызывающая определенное беспокойство у инвесторов, в том числе иностранных. Во многом сложившийся уровень инфляции связан с ростом цен на нефть на мировых рынках и неудачными попытками государственных финансовых институтов связать наличность внутри эффективными проектами развития общества.
Снижение внутренних инвестиций в производительный капитал необходимо связывать также и с влиянием либеральных реформ, последствием которых стало падение валового внутреннего продукта как материальной основы воспроизводства инвестиций в основной капитал. Уже к 1998 году ВВП упал в 2,5 раза, инвестиции в основной капитал сократились почти в пять раз.
К материальной основе прекращения воспроизводства инвестиций относятся безработица, устрашающее обнищание большей части трудоспособного населения, перепрофилирование предприятий в результате бесконтрольности процессов приватизации, рост преступности, в том числе в банковской среде. Государство якобы не замечало и не понимало всего происходящего, что усугубляло сложившуюся ситуацию. Гиперинфляция, падение курса рубля, вульгарная демонстрация богатства «новыми русскими» – яркие приметы того времени. И здесь уже уместно говорить о разрушении институтов безопасности государства, на что в свое время обращал внимание Н.М. Карамзин: «Безопасность собственная есть высший закон в политике».
Как следствие, надежды на мощный поток иностранного капитала в Россию не оправдались. Теперь в виде прямых инвестиций в российскую экономику ежегодно поступает всего 5-6 млрд долларов. В то время как в экономику Китая поступает до 600 миллиардов в год, хотя эта страна не отказалась от коммунистической доктрины.
Что же нам мешает при существующих географических пространствах, несметных богатствах недр, высоком научном потенциале осваивать Российские активы? И не только добывать сырье (нефть, газ) для прямой продажи, но и осуществлять их глубокую переработку для создания высококачественного продукта, необходимой добавочной стоимости.
В начале реформ иностранные инвесторы ринулись на новый и необъятный рынок, который тогда представляло экономическое пространство бывшего СССР. Но поделенный на удельные не интегрированные единой целью территории, отрасли и производства, управляемые часто недостаточно компетентными, всплывшими по велению времени из непрофессиональной среды руководителями, бывший колосс поверг их в глубокое уныние.
Инвестор – это пугливая лань! Его нужно холить, уважать и защищать! Иначе он не захочет с вами даже разговаривать. Он свои деньги заработал огромным трудом, заплатил налоги, выполнил свои внутренние и внешние обязательства и заявил о готовности вложить собственные деньги в новое или чье-то дело, и это – заслуживающий уважения шаг. Сможем ли привести в качестве примера наших соотечественников, решившихся на такой шаг? Тех, кто вывез капитал – не сложно, иных – сложнее. Учитывая риски инвестирования (объективные, субъективные) на территории России, инвесторы с существенным объемом инвестиционных средств должны привлекать особое внимание и федерального руководства, и местных органов власти.
На сегодняшний день уровень накопленных иностранных инвестиций у нас составляет около 23-25 млрд долларов. На душу населения это всего 160 долл., что в 21 раз ниже, чем в Чехии, в 18 – в Польше.
По отношению к ВВП страны накопленные иностранные инвестиции в России также находятся на крайне низком уровне – около одного процента против восьми процентов в среднем в восточноевропейских странах.
Сегодня, как это ни печально, экономический рост обеспечивается в основном за счет добывающего сектора. Страна практически полностью зависит от состояния сырьевого экспорта и цен мировых рынков, и даже инвестиции в другие отрасли экономики не в силах изменить сложившуюся ситуацию. Тем не менее, роль все возрастающих потоков инвестиций в основной капитал реального сектора здесь трудно переоценить, особенно иностранной их части, тем более той, которая вносит в нашу экономику передовые технологии, современный опыт управления. Однако таких инвестиций поступает крайне мало. В этом мы существенно уступаем другим странам с переходной экономикой.
Причины крайне малого вложения иностранных капиталов кроются в недостаточной инвестиционной привлекательности отдельных регионов страны и, самое главное, в том, что на сегодняшний день нет единой согласованной и долговременной инвестиционной политики на уровне федерального центра и регионов. Как бы есть законы об инвестициях, как бы льготы и т.д. Но... Законы не работают и не могут работать. Нет ответственных органов, которые бы эти законы проводили в жизнь и контролировали их исполнение.
Не стоит, однако, забывать, что сами регионы и муниципальные образования могут и должны сыграть важнейшую роль в привлечении внутренних и внешних инвестиций. Главная задача, стоящая сейчас на уровне субъекта РФ, – это как, «не озираясь» на федеральный центр, в первую очередь своими собственными силами и возможностями сделать регион привлекательным для иностранных инвесторов. В основном упор делается на инновации и применение современных технологий.
Сегодня взаимоотношения федеральной власти с регионами и муниципалитетами по инвестициям или, точнее, отсутствие этих взаимоотношений, выражаются в следующем:
- четко не определены формы и методы совместных действий по привлечению прямых иностранных инвестиций на уровне субъекта РФ (законодательных, финансовых гарантий, выделение инвестиционных площадок, упрощение регистрации и т.д.)
- не разработана принципиально новая система показателей инвестиционной привлекательности регионов, которая даст иностранным инвесторам достоверную информацию о перспективах вложения средств в конкретных областях России.
- не сформулированы разграничения полномочий и непосредственного взаимодействия органов управления региона и муниципальных образований в сфере инвестиционной политики. Государство не принимает участия, хотя и обязано (на федеральном и региональном уровнях) в развитии производственной и социально-экономической инфраструктуры регионов, что увеличило бы приток прямых иностран-ных инвестиций в реальный сектор экономики регионов.
Между тем, России необходимы до 30 млрд долл. внутренних и внешних капиталов ежегодно. При этом требуются не финансовые средства вообще, а вложения в основной капитал, в передовые по техническому и технологическому уровню предприятия, вложения в наукоемкие технологии, позволяющие реализовывать научный потенциал, существующий в наших пока ведущих отраслях оборонной и космической промышленности. Нужны крупные вложения в «ноу-хау» по разработке новых месторождений и переработке природных ресурсов, которыми так богата наша страна. 
Иностранный капитал в большинстве своем продолжает идти в те отрасли, где производится продукция, имеющая для него стратегическое значение в долгосрочном плане (сырьевой сектор и энергия). Реализация данной продукции гарантирована лишь ее стабильным спросом на мировом рынке. А приток зарубежных инвестиций в отрасли, ориентированные на внутренний спрос, в последние годы продолжает сокращаться. Так, доля такой стратегически важной отрасли как машиностроение, в общем объеме инвестиций составила в 2003 году только три процента.
Разумеется, Россия способна на нечто большее, чем просто извлекать сырье из своих недр и продавать его за границу. Мы не перерабатываем минеральные ресурсы, а все вывозим из страны как сырье, теряя на этом огромную прибыль. Страна обязана извлекать, перерабатывать и только после этого продавать готовый товар, имеющий достаточную прибавочную стоимость. При таких условиях хозяйствования нам потребуется намного меньше инвестиций из внешних источников.
В нашей стране накоплен большой опыт в области развития промышленных технологий и проектирования, в том числе в содружестве с республиками бывшего СССР. Это колоссальный потенциал, которым мы не хотим воспользоваться. Мы продолжаем отдавать за бесценок за рубеж наши достижения, которые позже возвращаются к нам в десятки (сотни) раз возросшими в цене. Можно привести пример. У нас самые современные технологии по созданию военной авиации и гражданских самолетов, мы лидируем в космических исследованиях, но имеем лишь 2 % доходов от мировой аэрокосмической отрасли.
В этих условиях только немедленные меры активного воздействия со стороны государства способны создать у потенциальных инвесторов (в том числе, и иностранных) достаточно сильную мотивацию для вложения капитала в России.
Сейчас государство просто отвернулось от инвестиций. До сегодняшнего дня нет служб ни в Правительстве, ни в Государственной Думе, ни в Совете Федерации, которые практически занимались бы этим вопросом, а если есть, то экономика конечных результатов их деятельности не видит. Начиная с 1999 года нет ни одного реального документа, который бы помог, направил и защитил инвестора. Даже ранее созданную комиссию при Председателе Правительства РФ по инвестиционной политике, и ту сократили. До сих пор не выработана методология, как работать с инвестициями в России. Весь мир держится на инвестициях! А мы и здесь выбираем свой путь. Где можно получить и гарантировать права инвестора? Закон об инвестициях не может работать, если нет органа, который контролировал бы его исполнение.
Государство должно взять на себя ответственность за решение проблем, которые рыночный механизм не решает или даже усугубляет решение: сохранение природной среды, рациональное использование невосполнимых ресурсов, развитие фундаментальной науки и т.п.
К основным действиям со стороны государства можно отнести, прежде всего, кардинальную перестройку системы налогообложения природопользования. Необходимо перейти к рентным платежам за добываемое сырье, которые должны изыматься у недропользователя по факту физического измерения сырья, а не по факту его реализации. Это позволит вовлечь большое число обладателей высокоэффективных инвестиционных проектов, представляющих весь спектр отраслей народного хозяйства.
Сегодня российское государство, сосредотачивая около трети валовых сбережений через налоги, отказывается от роли активного инвестора. В 2003 году из средств бюджета и внебюджетных фондов в России финансировалось лишь 22 % инвестиций, причем в основном эти средства направлялись не из федерального, а из региональных бюджетов. Официально позиция отказа от участия в инвестировании подтверждена в стратегии развития до 2010 года по так называемой «программе Грефа».
Инвестиционные возможности российской экономики существенно подрываются продолжающимся активным вывозом капитала. Но недоинвестирование определяется не только вывозом капитала, но существует и обратная зависимость – вывоз капитала происходит из-за невозможности инвестировать его внутри страны. А этому способствует неразвитость фондового рынка, «дутый» капитал практически всех коммерческих банков.
Мировой опыт свидетельствует, что высокие риски обычно не останавливают инвесторов, если они уверены, что с учетом действующей системы налогообложения и защищенной правовой базой их бизнес будет достаточно эффективным.
Для привлечения иностранных инвестиций необходимо, прежде всего, гарантировать их безопасность, обеспечить льготный режим деятельности, хотя бы в стратегически важных отраслях. И это необходимо закрепить законодательно.
Процесс формирования российского законодательства по иностранным инвестициям продолжается уже много лет. Дестабилизирующим фактором роста инвестиционной активности является несоответствие федерального и региональных законодательств. Федеральное законодательство об иностранных инвестициях представлено в основном Федеральным законом РФ от 9 июля 1999г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». Этот закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов. Однако у этого закона есть серьезные недостатки. Главным является предоставление льгот и государственных гарантий в полном объеме только под приоритетные инвестиционные проекты, включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Другие проекты, внесенные регионами, не рассматриваются.
Существуют проблемы в действующем налоговом, таможенном и банковском законодательстве. Налоговый кодекс РФ не допускает предоставления дополнительных налоговых льгот иностранным инвесторам.
Неэффективная и громоздкая база банковского и валютного регулирования является существенной проблемой для инвесторов. Валютное регулирование, осуществляемое в настоящее время, предполагает лицензирование ввоза капитала, что может создать запретительный режим для иностранных инвестиций.
Предоставление гарантий от политических и коммерческих рисков на законодательном уровне – один из наиболее эффективных способов стимулирования притока иностранных инвестиций. Поскольку практически все законы об инвестициях устарели и не отображают реальной действительности, необходимо принятие новых законопроектов, в том числе содержащих положения относительно гарантий.
Стоит отметить, что любая деятельность, в том числе и производственная, инвестиционная, как и любая иная происходит на определенных территориях, то есть внутри регионов, а внутри этих регионов – в конкретных муниципальных образованиях. Все они имеют свои особенности и интересы. И это существенно влияет на территориальную и на отраслевую структуру инвестиционных процессов. Между тем, федеральные власти в своей инвестиционной политике практически не учитывают экономическую и иную специфику регионов. Наряду с регионами, богатыми природными ресурсами, существуют регионы, где мотивы, объекты и условия иностранного инвестирования совершенно иные. А решения, связанные с регулированием инвестиционных процессов, чаще всего принимаются так, как если бы Россия была одним экономически однородным пространством. И это в корне неправильно.
Инвестиции не могут осуществляться вне регионов. Поэтому каждый регион должен иметь ясное представление об общегосударственной инвестиционной стратегии. Эта стратегия на федеральном уровне не должна, как это в большинстве своем происходит, сводиться только к призывам инвестировать капиталы в экономику. Необходимо четко определить по экономической необходимости те отрасли региона, куда вкладывать инвестиции, и масштабы – сколько вкладывать.
На федеральном уровне не предпринимаются даже попытки вовлечь регионы в разработку единой инвестиционной стратегии. В результате регионы вынуждены сами определять основные направления, по которым следует стимулировать инвестиции. У одних это получается хорошо, у других – хуже. Но, так или иначе, это позволяет сформулировать и региональную инвестиционную политику.
Сейчас инвесторы идут в динамично развивающиеся российские регионы. Это в частности подтверждается тем, что Московская область, не располагая стратегическими запасами природных ресурсов, занимает одно из первых мест в стране по объему инвестиций, в том числе и прямых зарубежных. Подмосковье - один из самых динамично развивающихся и финансово-стабильных, а также бездефицитных регионов России. Основные преимущества Московской области состоят в привлечении инвестиций -инноваций и современные технологии. Принято думать, что область «накручивает» объемы иностранных инвестиций, прежде всего за счет строительства бесконечного числа супермаркетов и пр. Однако в последние годы до трех частей всех прямых иностранных инвестиций поступает именно в научно-промышленный комплекс региона. В качестве примера можно назвать такие инвестиционные проекты, как стекольный завод фирмы «Пилкингтон» (Великобритания), шинный завод компании «Мишлен» (Франция), завод по производству теплоизоляции концерна «Сан-Гобен», завод по производству сухих строительных смесей на основе цемента фирмы «Кнауф Гипс» и многие другие. При этом основную роль в увеличении объемов иностранных инвестиций и их позитивной структурной ориентации играет именно активная инвестиционная политика Правительства Московской области.
У других регионов России свои особенности, свои возможности и преимущества в привлечении иностранных инвесторов. Однако различие муниципальных образований в сфере экономического развития и их деление на инвестиционно «сильные» и «слабые» не только сохраняется, но и даже усиливается. Это заставляет органы власти и управления Московской области уделять пристальное внимание территориальной картине привлечения и размещения иностранных инвестиций, совместной работе с муниципальными образованиями, которые все еще остаются вне реализации достаточно масштабных зарубежных инвестиционных проектов.
Разумеется, сделать это в приказном порядке невозможно. Нельзя приблизить к Москве район, достаточно от нее отдаленный. Невозможно сравнить по инвестиционной привлекательности современный наукоград и отдаленный, преимущественно аграрный район области или и регион РФ. Поэтому к каждому региону должен быть индивидуальный подход. Однако мерами инвестиционной политики (вложения в инфраструктурные отрасли), а также налоговой политики (льготы инвесторам, вкладывающим средства в экономику более отдаленных и менее развитых территорий) эта задача вполне осуществима – силами области и самих муниципальных образований. Одновременно местным органам власти необходимо обратить внимание на инфраструктурную обеспеченность реализуемых проектов, в частности на проблему устойчивости энергоснабжения, газификации, особенно в сельской местности, на состояние дорог, уличного освещения и т.д.
И все же главной проблемой на сегодня является отсутствие внятной и целенаправленной государственной инвестиционной политики, стратегии и тактики ее осуществления. Поэтому регионы вынуждены все определять самостоятельно, хотя они и ориентированы на существующее законодательство.
Наиболее важными направлениями работы регионов и государственных органов в сложившейся ситуации считаю:
- создание принципиально новой и соответствующей реалиям законодательной базы. Необходимо разработать и принять на законодательном уровне организационно--правовой механизм гарантирования и страхования инвестиций;
- систематизацию различных льгот, предоставляемых в регионе инвесторам, и придачу им законодательной базы. Нужно обратить внимание на то, что получение льгот должно зависеть от выполнения инвестором определенных условий: повышения занятости, создания инфраструктуры, доходы в бюджет и т.д.
Правительство РФ должно постоянно готовить новые проекты и программы, которые могли быть представлены потенциальным инвесторам в полном объеме.
Кроме того, необходим переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности, чтобы создать прозрачность перемещения средств и, как следствие, - самой системы учета. Необходимо законодательно ограничить частые изменения порядка определения, исчисления налоговых платежей, форм предоставления отчетности в государственные органы и ввода в действие подобных изменений задним числом. Правовые акты должны быть четкими, стабильными, учитывающими интересы сторон. И главное – практика их применения. Инвесторы должны знать прецеденты реальной защиты их интересов.
Необходимо выработать систему мероприятий по преодолению «глобального недоверия» в стране. Среди них: антикоррупционные меры, гарантирование компенсаций обесценившихся вкладов населения, ужесточение ответственности должностных лиц и финансово-кредитных учреждений за «финансовые спекуляции», укрепление судебной системы, подготовка высококвалифицированных специалистов по работе с инвестициями и другие.
Без взаимодействия федеральных органов по разработке и осуществлению долгосрочной государственной социально-экономической политики и конкретного выделения в ней инвестиционных программ не может быть реального продвижения к экономическому развитию государства и его регионов.
ДРУГИМИ СЛОВАМИ – ЕСЛИ НЕ БУДЕТ СОГЛАСОВАННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОИ ПОЛИТИКИ, НЕ БУДЕТ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ.


Версия для печати

Поиск по сайту

Журнал «Вертикаль Власти», июнь 2005 г.

Инвестиции под крыло государства. журнал «Вертикаль Власти», июль 2005 г.

В Швейцарии открыт мемориал русским казакам

Юлия Ткаченко - «мамка-атаман» (КП, 13 октября 2005 )

Инвестиции под крыло государства

Держать порох сухим

СОБЫТИЯ

23 декабря 2009г.
Интервью войскового атамана Центрального казачьего войска В.И.Налимова телеканалу "Доверие"

3 декабря 2009г.
Выступление директора Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова Михаила Даниловича Шпинькова на коллегии

31 октября 2009г.
Совет атаманов ЦКВ

10 октября 2009г.
Совет атаманов Московского отдельского казачьего общества

28 сентября 2009г.
Казачий Праздник на реке Листань

28 июня 2009г.
Выступление В.И. Налимова на Совете при Президенте РФ по делам казачества 25 июня 2009г.

4 июня 2009г.
Главная особенность 14 Большого круга "Центрального казачьего войска"

17 апреля 2009г.
Праздник Пасхи. Светлое Воскресенье Христово

17 апреля 2009г.
Воскреcение Господа Иисуса Христа.

6 апреля 2009г.
Утвержден Устав Тульского отдельского общества ВКО "ЦКВ"

30 марта 2009г.
Завершился 6-ой Сбор казачьих кадетских корпусов

17 марта 2009г.
Обращение атамана Тульского отдельского казачьего общества ВКО "ЦКВ" Валерия Хрусталева

8 февраля 2009г.
Преобразования на сайте

25 января 2009г.
Образован Совет по делам казачества при Президенте РФ.

25 января 2009г.
Десница Иоанна Крестителя снова будет принесена в Россию?


РЕКЛАМА

Слайд-шоу
Московское ОКО ВКО "ЦКВ"
Rambler's Top100 - студия «Неон»
На основе Неосфера
Главная страница Контактная информация