На главную страницу портала ЦКВ
На главную страницу портала ЦКВ
Центральное казачье войско
На главную страницу портала ЦКВ
За Веру, Соборность, Отечество!
Цели ЦКВ
Информационно-методический Центр
Новости
Идеология казачества
История
Вестник ЦКВ
Структура ЦКВ
Документы
Полезная информация
Публикации в СМИ
Фотогалерея
Казачата
Форум
Атрибутика
История казачества
ПРАОТЦЫ ЧЕРНОМОРЦЕВ
ПАМЯТИ ОТЦА И ДЕДУШКИ
ПЛАТ ПОКРОВА
Из церковной старины на Дону
О казаках Некрасовцах
Казачьи праздники
Царский казак - телохранитель Тимофей Ящик
О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЗАПОРОЖСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Как мы жили на Дону
КАРТА РАССЕЛЕНИЯ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК
НА СМЕРТЬ АТАМАНА
ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ...
КАЗАЧЕСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ
ОПЫТ ОБОСНОВАНИЯ КАЗАЧЬЕЙ ИДЕИ
КАЗАКИ И СИБИРЬ
ДОНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО И РОССИЯ
АЗОВЦЫ
МОРАЛЬНО-ДУХОВНЫЕ СИЛЫ КАЗАЧЕСТВА
О КАЗАКАХ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ КАЗАЧЕСТВА
Историография вопроса о происхождении казачества
Древняя история казачества
Краткая историческая справка о зарождении казачества в центральной России
Возникновение казачества
Казачество: терминология и типология
Духовник Императрицы Марии Фёдоровны
65 лет Победы под Москвой
Разумейте, языцы, и покоряйтесь, как с нами Бог! (Азовское осадное сидение)
Мультимедиа
Итоговая справка по проведению пасхальной ярмарки народного творчества «Казачье подворье»
Войсковой Атаман
Папа, мама, я – казачья семья
Казачья слава и честь
Сынок, послушай старика
Военный раздел
Вести региональных обществ ЦКВ
Экономический блок
Кошевая служба
Торговый дом "Казачий стан"
Контактная информация
Наши информационные партнеры
Карта сайта
Нагайка
Главная / История казачества / ОПЫТ ОБОСНОВАНИЯ КАЗАЧЬЕЙ ИДЕИ

ОПЫТ ОБОСНОВАНИЯ КАЗАЧЬЕЙ ИДЕИ

ОПЫТ ОБОСНОВАНИЯ КАЗАЧЬЕЙ ИДЕИ

Посвящается памяти крепчайшего и вернейшего казака И.П. Вихлянцева, родившегося в станице Арчадинской, а умершего в Нью-Йорке.

Все меньше и меньше остается нас, каза­ков, на свете. В эмиграции — так как мы подвержены естественному закону вымирания без существенного пополнения наших рядов и ассимиляции. На родине, так как там, хо­тя физическое вымирание и восполняется естественным приростом, но наши братья там осуждены раствориться без следа в Со­ветском котле, т. е. та же ассимиляция, но только более безысходная по своей прину­дительности и безлошадности. Поэтому мысль невольно ищет путей утверждения нашей сущности и сохранения нашего духа, пока это еще возможно. В недавнем прошлом, да еще и теперь, казачьи писатели и пу­блицисты старались доказать и обосновать казачью самобытность путем исторических доводов, что, конечно, является правильным путем, так как казачьи права прочно выво­дятся из государственных и юридических актов, но при таком подходе столь харак­терное и идеологически неповторимое лицо казачества остается в тени.

Признаем, что вопрос о происхождении казаков является одним из спорных вопросов, подверженных, к сожалению, весьма раз­личному толкованию, в зависимости от политических направлений и предпосылок. В свете этих предпосылок казаки наделяются самыми различными родословными: то они прямые потомки скифов и половцев, то нов­городской вольницы, то происходят от бег­лых разбойников и крепостных, — т. е. то они имеют мното общего с русским народом, то противополагаются ему.

Неоспоримым же фактом уже новейшей истории представляется наличие на юго-востоке Европейской равнины определенной народной группы, говорящей на русском или украинском языке, имеющей одинаковую веру и культуру с этими двумя народами, но считающую себя чем-то отличным от одного и от другого. Казачество имеет свою славную историю, шедшую вместе с историей обще­российской, но иногда шедшую и вразрез с нею. Во времена слабости центральной вла­сти казаки жили вполне самостоятельной го­сударственной жизнью, постепенно теряя ее признаки, становясь из союзников автоном­ной провинцией, чтобы потом закончить об­ластью на особом положении и потерять вся­кий след в Советском Союзе. Но, повторяю, не эти исторические определения и факты являются темой данной статьи, — достаточ­но мното уже уделялось усилий, устанавли­вая исторические и политические признаки казачества и мало оставлялось на долю обос­нования казачества, как идеи.

А установить это без сомнения необходи­мо, ибо казачество есть не только народная группа, но также олицетворение и глашатайство вполне ясных и законченных жизнен­ных принципов. Доказательством этому слу­жит существовавшая раньше необходимость принятия не только языка и веры, но и опре­деленных жизненных взглядов и норм для тех не-казаков, которые принимались в ка­зачью среду. Несомненно существовало, а теперь представляется нами присущее каза­кам мировоззрение, т. е. своеобразная есте­ственная жизненная философия. Эта фило­софия отразилась в быте, в навыках и обы­чаях, в песнях и поговорках и, — мне пред­ставляется, я не ошибусь, утверждая, — что сводится она к неуклонному первенству ду­ха над материей, истин невесомых над материальными благами, беря своей исходной точкой неуклонное исполнение принятого долга.

Хоть жизнь собачья, зато слава казачья!

Ясное дело, такие истины не являются ка­кой-то казачьей монополией и изобретением; они прививаются во всех культурных стра­нах, но именно прививаются в школах, в армии, в печати, — т. е. их развитие идет свер­ху вниз. Но в этом сопоставлении как раз и выступает поразительная особенность ка­зачьей идеи, возникающей обратным путем, — т. е. снизу вверх. Я хочу сказать, что эти вышедшие из народной толщи понятия лич­ной свободы, долга и чести не были иногда исполняемыми, а иногда забываемыми дог­мами, но были сущностью и ежедневным на­полнением и общественной и частной жиз­ни и то, что позволено каждому не-казаку, считалось зазорным и недопустимым в ка­зачьей среде, если же и бывали погрешно­сти против этих норм, то судьей являлось общественное мнение, помимо и в придачу к гражданскому Закону. Вот как определяет казачество Донская Историческая Комиссия в своем предисловии к книге «Россия и Дон»: казачество не книжный, а практический, жизненный путь исканий и достижений форм человеческого жития на началах наро­доправства.

Наши безграмотные и неотесанные предки школ не посещали, никаких понятий о книж­ных философиях не имели, но движимые впитанными с молоком матери понятиями о воле и праве, бросая свое нажитое, лезли на рожон, отстаивая, например, социальную справедливость, как они ее тогда понимали. Или же отстаивали свою самобытность, как ее наследовали от дедов, или же шли в эми­грацию, не согласные с царской властью, или же стояли фанатически за старую веру, пре­зирая все выгоды перехода в официальное православие. Без сомнения поступали они так, побуждаемые сознанием своего права, как и наследственным опытом самоуправле­ния. Отталкиваясь и борясь против неравен­ства, они отстаивали и утверждали свои права и зачастую права других, так как ка­кое же равенство и какая честь могла быть в крепостном состоянии? Для таких понятий и традиций необходим воздух личной свобо­ды и воинской чести, который так тщатель­но оберегали наши предки и которого, к со­жалению, был лишен русский народ в своей массе. Точно так же не только по долгу, но и по собственному разумению и сознанию преимущества целого перед частным, каза­ки Есегда стояли на страже государственно­сти и порядка против революционных пере­мен и безвластия. В 1904-1905 годах эту сторону ка­зачьей натуры естественно использовало пра­вительство, и казачьи полки подавили пер­вую русскую революцию, ставши потом хо­дячим символом насильников и усмирите­лей... Но тогда невольно напрашивается во­прос: почему же те же казаки, защищая Временное Правительство, подавили первое большевистское восстание в июле 1917 года в Петроград? — факт, о котором теперь ни­кто и не вспоминает. Что же, сделали они это только из удовольствия пороть плетьми, рубить шашкой и подставлять под пули свои лбы?

Один раз родила казака мати, один раз и умирати!

И не случайно Белое Движение окрепло и двинулось в борьбу из казачьих краев, составляя тогда 2/3 Белой Армии, казаки бо­ролись с оружием в руках за свое право жить так, как они этого хотели, а не как кровью и свинцом заставляла их коммуни­стическая власть.

Красной нитью во всех этих примерах проходит отстаивание своих прав и высокое понимание своего гражданского и воинского долга, — вот она, казачья идея!

И в последнюю мировую войну казаки взялись за оружие, продолжая борьбу за свои права и свои Края и если они обману­лись и почти без остатка все погибли, то это не дает права осуждать их.

Признание казачьей идеи исходит не толь­ко из казачьей среды, которую, скажем, можно заподозрить в пристрастии. Например, в русском былинном эпосе Илья Муромец иногда именуется «старым казаком», т. е. определение «казак» дается ему не по происхождению, так как он из Мурома, а по его личным качествам. Поэзия и литература ук­раинского народа, потерявшего фактически свое казачество после уничтожения Запо­рожской Сечи, вся пронизана казачьим па­фосом, и Тарас Бульба до сих пор не пре­взойден, как поэтический гимн казачьему патриотизму, братству и рыцарству. И даже в виде советской «показухи» в настоя­щее время, Государственный Московский цирк своим боевым номером показывает ка­зачью джигитовку, тем самым эксплуатируя понятие казачьей удали и перенося его на советских наездников.

Есть невытравимые народные идеи и од­ной из них является идея Казачества. Со­знание своей свободы и признание прав дру­гих, выполнение не наученного, а доброволь­ного долга, самообязательная воинская до­блесть, признание равенства между собою и государственный инстинкт. В наши времена раздробления атома и развала почти всех моральных устоев, для каждого казака уже недостаточно одного лишь знания о своем происхождении — против всех лжеучений и соблазнов ему нужен щит и меч и, теперь, как никогда, этой защитой и оружием явля­ется казачья идея, проверенная тысячи раз, дошедшая к нам через многие поколения и многую кровь, просящаяся сама в душу каж­дого казака и требующая взамен только бе­речь и развивать себя.

За Родимый Край, за веру, за право, за волю!

Б. Кременской. США.

(Орган общеказачьей мысли журнал «Родимый край» № 54. Сентябрь-октябрь 1964 года. Издатель: Донское Войсковое Объединение. 230, Av.dela Division-Leclerc, 95-Montmorency, France. Страницы 9-10).


Версия для печати

Поиск по сайту

СОБЫТИЯ

23 декабря 2009г.
Интервью войскового атамана Центрального казачьего войска В.И.Налимова телеканалу "Доверие"

3 декабря 2009г.
Выступление директора Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова Михаила Даниловича Шпинькова на коллегии

31 октября 2009г.
Совет атаманов ЦКВ

10 октября 2009г.
Совет атаманов Московского отдельского казачьего общества

28 сентября 2009г.
Казачий Праздник на реке Листань

28 июня 2009г.
Выступление В.И. Налимова на Совете при Президенте РФ по делам казачества 25 июня 2009г.

4 июня 2009г.
Главная особенность 14 Большого круга "Центрального казачьего войска"

17 апреля 2009г.
Праздник Пасхи. Светлое Воскресенье Христово

17 апреля 2009г.
Воскреcение Господа Иисуса Христа.

6 апреля 2009г.
Утвержден Устав Тульского отдельского общества ВКО "ЦКВ"

30 марта 2009г.
Завершился 6-ой Сбор казачьих кадетских корпусов

17 марта 2009г.
Обращение атамана Тульского отдельского казачьего общества ВКО "ЦКВ" Валерия Хрусталева

8 февраля 2009г.
Преобразования на сайте

25 января 2009г.
Образован Совет по делам казачества при Президенте РФ.

25 января 2009г.
Десница Иоанна Крестителя снова будет принесена в Россию?


РЕКЛАМА

Слайд-шоу
Московское ОКО ВКО "ЦКВ"
Rambler's Top100 - студия «Неон»
На основе Неосфера
Главная страница Контактная информация