На главную страницу портала ЦКВ
На главную страницу портала ЦКВ
Центральное казачье войско
На главную страницу портала ЦКВ
За Веру, Соборность, Отечество!
Цели ЦКВ
Информационно-методический Центр
Новости
Идеология казачества
История
Вестник ЦКВ
Структура ЦКВ
Документы
Полезная информация
Публикации в СМИ
Фотогалерея
Казачата
Форум
Атрибутика
История казачества
ПРАОТЦЫ ЧЕРНОМОРЦЕВ
ПАМЯТИ ОТЦА И ДЕДУШКИ
ПЛАТ ПОКРОВА
Из церковной старины на Дону
О казаках Некрасовцах
Казачьи праздники
Царский казак - телохранитель Тимофей Ящик
О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЗАПОРОЖСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Как мы жили на Дону
КАРТА РАССЕЛЕНИЯ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК
НА СМЕРТЬ АТАМАНА
ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ...
КАЗАЧЕСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ
ОПЫТ ОБОСНОВАНИЯ КАЗАЧЬЕЙ ИДЕИ
КАЗАКИ И СИБИРЬ
ДОНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО И РОССИЯ
АЗОВЦЫ
МОРАЛЬНО-ДУХОВНЫЕ СИЛЫ КАЗАЧЕСТВА
О КАЗАКАХ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ КАЗАЧЕСТВА
Историография вопроса о происхождении казачества
Древняя история казачества
Краткая историческая справка о зарождении казачества в центральной России
Возникновение казачества
Казачество: терминология и типология
Духовник Императрицы Марии Фёдоровны
65 лет Победы под Москвой
Разумейте, языцы, и покоряйтесь, как с нами Бог! (Азовское осадное сидение)
Мультимедиа
Итоговая справка по проведению пасхальной ярмарки народного творчества «Казачье подворье»
Войсковой Атаман
Папа, мама, я – казачья семья
Казачья слава и честь
Сынок, послушай старика
Военный раздел
Вести региональных обществ ЦКВ
Экономический блок
Кошевая служба
Торговый дом "Казачий стан"
Контактная информация
Наши информационные партнеры
Карта сайта
Нагайка
Главная / История казачества / ДОНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО И РОССИЯ

ДОНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО И РОССИЯ

ДОНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО И РОССИЯ

В царствование Павла I мы видим времен­ное возрождение донской автономии и Круга. Павел I благодарил Войско за поздравление с восшествием на престол уже 13 декабря 1796 года Павел I восстановил ряд автономий, уничтоженных Екатериной II. Указом 5 июля 1797 года на имя атамана генерала Орлова, восстано­вил и донскую автономию.

Повеление это было торжественно объяв­лено на Дону в Войсковом Кругу. Идея Войcковой автономии нашла свое выражение в полковнике Грузинове. Он говорил, что все донские казаки независимы от царского престола и призывал казаков идти на Стамбул и учредить сенат. Павел I расценил это как измену, и Грузинов был казнен в 1800 году.

Конечно, не все в прошлом у казачества было хорошо. Были времена, когда некото­рые казаки немало хлопот и неприятностей доставляли царскому правительству: Разин, Булавин, Пугачев вошли в историю, как иск­лючительное явление борьбы уже прочно осевшего в своем краю донского казачества с центральной властью, которая своими меро­приятиями возмущала казаков. Все это дав­но отошло в вечность. Казачество в своей по­давляющей массе оставалось верно своему историческому предназначению — быть аван­гардом великого русского народа и выполнять — лучше, чем кто бы то ни было — нацио­нальные задачи России.

Царствование Александра I и в истории До­на ознаменовано возвращением к Екатерининым идеям. Очень интересные принципиаль­ные рассуждения относительно донской авто­номии были высказаны Государственным Со­ветом в 1802 году по поводу преобразования Вой­сковой канцелярии. «Неоспоримо, — рассуж­дал Совет, — что виды правительства в отно­шении к управлению казачьих войск клони­лись к тому, чтобы привести их в единооб­разие с прочими обывателями; но частные — воинский их состав, дух народный, нравы и обычаи — всегда налагали сильные сему пре­пятствия». Об историческом Круге Совет умолчал.

Казаки всегда бесстрашно принимали уда­ры многочисленных врагов, творя великое дело собирания и оберегания Земли Русской. Достаточно вспомнить Отечественную войну 1812-1815 годов, в которой казаки (с 17-летнего возраста) принимали участие под командой атамана Платова. Бородино было подлинным «началом конца» карьеры великого завоева­теля. Находившийся при штабе Наполеона, писатель де Брак позже писал: «вся много­численная конница Европы, собранная под знаменем великого корсиканца, погибла, глав­ным образом, под ударами казаков атамана Платова».

Александр I ценил казаков и пожаловал два знамени всему Войску одиннадцать Георгиевских знамен и штандартов в казачьи полки и гра­моту Дону.

Но об историческом Круге и его восстанов­лении в прежних правах в грамоте не упомянуто. Платов чувствовал необходимость об­щего законодательного акта, который утвер­ждал бы казачьи права на прочных основа­ниях. Свой проект Платов представил в 1814 году, но безуспешно. Сменивший Платова А.К. Денисов хотел кодификации донского вой­скового права и системы жалованных прав и привилегий.

Рескриптом 10 марта 1819 года Александр I повелел учредить «Комитет об устройстве Войска Донского» и истолковал идею атама­на, как желание «собрать воедино все узако­нения относительно Войска» для составления «Нового Войскового положения».   

Денисов просил не вводить в комитет лиц, посторон­них Войску. В этот комитет был назначен генерал Чернышев, он писал в Петербург: «Донской народ угнетен беззакониями всякого рода... Он полагает свою надежду только на нас» (царя и его доверенных — И. К.). Выше наз­ванный комитет свою работу затянул на дол­гие годы.

В начале царствования Николая I казачьи войска были введены в титул наследника престола. 2 октября 1827 года цесаревич Але­ксандр Николаевич был назначен атаманом всех казачьих Войск. Наказным атаманом на Дону был Андриянов. Войсковой Круг слу­жил лишь пышной декорацией при приезде на Дон высочайших особ.

«Положение об управлении Донского вой­ска» было актом центральной власти. Это «Положение не имело общего с исторически­ми правами Дона и казачества, хотя войско­вому наказному атаману, — «Положением» предписывалось иметь «неусыпное, чтобы... не были нарушаемы или ослабляемы даро­ванные Войску привилегии и преимущества» (Часть 1, параграф 7, пункт 2).

Наказный атаман был приравнен к воен­ному губернатору, управляющему граждан­ской частью. Эпоха наказных атаманов в истории Дона была временем постепенного падения значения Войскового Крута. Чем дальше, тем больше утрачивает Круг свои исконные права в пользу центральной власти в Петербурге, тогда как Войсковой Круг в историческом прошлом являлся высшим ор­ганом на Дону. Казачество многократно хода­тайствовало перед монархами о восстановле­нии в правах Войскового Круга, которыми он пользовался до 1709 года.

В вышеупомянутой грамоте, как и в гра­мотах прежних царей, заключалось некото­рое «уверение» монархов, подтверждение прав и преимуществ Войска. «Образ служе­ния» включал в себя и автономию, и права Круга, и многое другое, исподволь или вдруг отмененное и нарушенное в XVIII и XIX веках Вой­сковой Круг именовался «воинским Кругом», а привиллегии, оказывалось, «дарованными «за службу»: очевидно, уничтожить Круг не решались (все таки — «древний обычай»), но не хотели, чтобы «вычет» (чтение) грамот о привилегиях повторялся несколько раз в го­ду. Важно отметить, что генерал-адъютант Чер­нышев возглавлял «Комитет об устройстве Войска Донского». Он был противником вос­становления в правах исторического Круга, который составлял бы себе законы. По мне­нию генерала Чернышева, что в государстве, где всякий закон и всякое начальство происте­кает от единой самодержавной власти госу­даря, подобные присвоения и даже самые мысли об оных не должны быть терпимы... Доселе, — утверждал Чернышев, — в России ни одна область не имела права избирать представителей...

В царствование Александра II Круг про­должал собираться. А.А. Леонов, один из донских патриотов, написавший ряд статей в «Донских Ведомостях» о прошлом Дона, оставил хорошее описание того, чем был Круг в то время (в начале 60-х годов).

«Церемония Круга и теперь еще сущест­вует, — писал он в статье, посвященной Кру­гу в 1862 году, — но это не более как тень старо­го Войскового Круга. Мы выносим, в извест­ное время, войсковые регалии, т. е. грамоты и знамена, перед церковью становим послед­ние в две шеренги (и тут даже нет точности даже физической), а грамоты выносятся на средину, где приготовлен церковный аналой. В этот Круг всходит духовенство и чиновни­ки Войска; один дьяк войскового правления, а чаще кто-нибудь (именно, кто-нибудь, а не так, как встарь, непременно войсковой дьяк), читает грамоту в подтверждение прав Войска. Потом происходит молебствие и Круг кончается» («Донские Ведомости». 1862 год). Изложивши вкратце эволюцию прав и зна­чения Круга, Леонов заключил: «было бы странно, да и неразумно желать возвращения от нынешнего порядка ко временам Войско­вого Круга». Дальше Леонов писал: «нет, мы хотели показать, на каких началах было ос­новано устройство Войска, какими идеями оно жило и еще до сих пор продолжает жить, ибо, с совершенным вырождением этих идей, казачество, несмотря ни на какую искусст­венную поддержку, должно необходимо ис­чезнуть»...

Идея исторического права, идея самоуправ­ления продолжала жить на Дону и прорывалась сквозь цензуру «Донских Ведомостей»... Эта официальная газета отразила движение, происходившее в среде донской интеллиген­ции. Ряд статей, посвященных прошлому выборному началу на Дону, Войсковому Кру­гу. Не только казачья интеллигенция загово­рила о Круге, начальник штаба Войска Дон­ского, не-донец, генерал князь Дундуков-Корса­ков выступил в защиту прав Войска с проек­том на имя военного министра. Он подробно изложил в своем проекте, что необходимо сде­лать для Войска Донского.

Дундуков был сторонником широкого мест­ного самоуправления на Дону. Он стоял за выборы.

Дундуков протестовал против централиза­ции казачьих дел в Петербурге и мысли «подчинить однообразному положению все каза­чьи войска»... Но в Петербурге Главным управлением проект был признан «не соот­ветствующим духу новейшего законодательства». В 1863 году обстоятельства сложились серьезными для России. Восстала Польша. 6 июня 1863 года Александр II открыл финский сейм. Наследник Николай Александрович 8 августа 1863 года прибыл на Дон и в Войсковом Круге принял знаки атаманского достоин­ства. Его прибытие имело политический ха­рактер, ибо казачество волновалось слухами, что казаков «хотят повернуть в крестьян». Свита цесаревича, вернувшись в Петербург, сообщила, что существует «стремление дон­ских казаков к автономии».

8 сентября 1863 года была прислана на Дон грамота, подтверждавшая права Войска и казачества. После смерти наследника престола Николая Александровича, звание атамана пе­решло к великому князю Александру Але­ксандровичу, который в 1869 году 31 июля при­был на Дон и в Войсковом Круге принял зна­ки атаманского достоинства. Он в 1870 году вто­рично был на Дону по случаю 300-летнего юбилея Войска. В Войсковом Круге цесаре­вич произнес речь: «Наше общее пожелание это — чтобы наше славное русское казаче­ство сохранилось и укрепилось на долгое вре­мя, во веки веков»... Александр II в 1872 году 12 августа в Войсковом Круге сказал: «Мне оста­ется желать, чтобы Войско Донское, сохра­нил доблести своего векового казачества, раз­вивалось в гражданском быту, согласно дан­ным мною указаниям».

В жизни же проводилась другая програм­ма военного министра Милютина. Он хотел «объединить» казачье сословие с другим, со­вместно с ним обитающим, населением, под одним гражданским управлением, сохранив отдельность только в военном устройстве ка­заков, в собственном хозяйстве войсковом и военной администрации. Все дела, касающи­еся Дона, были сосредоточены в военном ми­нистерстве, где дела по управлению Войском не были признаком автономности Дона.

Наоборот, это было средством еще большей милитаризации управления, введение воен­ных навыков и требований в гражданскую жизнь казачества.

Казаков охватила тревога, вызванная слу­хами о возможности переименовать казачьи области в губернии. Эти слухи подтверди­лись: по окончании Кавказской войны был образован на восточном берегу Черного моря Черноморский округ, который подчинялся кубанскому наказному атаману. Возник во­прос — как быть с этим округом дальше? Присоединить ли его к Кубанской области или образовать особую губернию. Министер­ство внутренних дел ответило, что оно не считает вообще казаков способными к коло­низации, а потому высказывается за учреж­дение особой губернии... Это — после вековой колонизаторской деятельности казаков, пос­ле того, как все окраины государства были колонизированы казаками и в культурном от­ношении стоят не только не ниже, но во мно­гом отношении даже выше многих русских губерний! Два раза поднимался вопрос об упразднении казачьих Войск и оба раза дело ничем не кончилось. Причиной выставлено было то, что три казачьих Войска оказались внутри Империи и их, как «живую изгородь», нужно уничтожить, ибо надобность в них ми­новала. В этом смысле был сделан доклад Ми­лютиным Александру II.

Александр III вступил на престол после трагической смерти Александра II. В то вре­мя Россия переживала тяжелое время.

В царствование Александра III Круг соби­рался по традиции в немногие дни в году, имея характер войскового «парада». В 1887 году обнародована была высочайшая грамота, в которой Александр III, «желая ознаменовать» тогдашнее свое посещение «славного Войска Донского знаком особого к нему благоволе­ния», подтвердил права и преимущества Вой­ска.

Но о древнем Войсковом Круге, который избирал войсковых атаманов и других должностных лиц, умалчивалось.

В 1886 году упраздняется должность «окруж­ных начальников» и заменяется «окружны­ми атаманами», сосредоточивающими в своих руках власть военную и гражданскую. В 1887 году были изданы правила о дисциплинарных взысканиях с казаков по усмотрению наказ­ного атамана. В 1892 году ввели высочайше утвержденное 3 июня 1891 года «Положение об общественном управлении станиц казачьих войск». Станичный суд в кассационном по­рядке был подчинен окружному атаману. На­казные атаманы приносили казачеству толь­ко вред. Они не интересовались действитель­ной жизнью казаков, которые из года в год все беднели. Достаточно вспомнить, что по­головная служба за свой счет тяжким бреме­нем ложилась на казака.

Кроме того, казачество всегда чувствовало себя окруженным атмосферой какого то упор­ного непонимания его, незнания его быта, его побуждений, намерений, предубеждения про­тив него и даже прямо недоброжелательства царского правительства.

В юбилейном сборнике военного министер­ства «Столетие военного министерства» (см. статью профессора Сватикова «Донской Войсковой Круг») — говорится: «в казачьих областях военное министерство умело одну заботу — возможно прочнее подчинить казачье насе­ление центральной власти, упразднить внут­реннее самоуправление казачества и превра­тить его в исполнителей велений государст­венной власти, как прежде оно было испол­нителем велений Войскового Круга».

Однако, все это не мешало казакам в тяж­кие дни жизни России отдавать на ее защиту все свои силы, нисколько не собираясь отде­ляться от России.

Казачество вправе было высказывать свои пожелания, а именно: «о возрождении исто­рического Войскового Круга, состоящего из представителей от каждой станицы, который со своим выборным атаманом должен решать все дела и представлять центральной власти казачьи нужды»...

Казачество было в надежде, что Александр III восстановит древние права Войскового Круга.

В царствование императора Николая II был проведен ряд реформ. Для Дона это царствование было эпохой, с одной стороны, полного отсутствия какой-либо автономии, с другой, — временем оживления идеи Войскового Круга. Идея эта принимала различные очер­тания. То это был орган чисто сословный, ка­зачий, который должен был ведать дела об­щины донских казаков, то Круг рисовался, как областной представительный орган с уча­стием в нем лишь казачьего населения — по­томков полноправных граждан края. Благо­даря созданию Государственной Думы, воз­никла идея всесословного краевого (област­ного) земства. Но для Дона было приятно то, что Николай II своей грамотой подтвердил права Войска Донского.

В грамоте этой отмечались заслуги донцов: «...в ныне минувшую войну с Японией, а особ­ливо в наступавшие дни смуты, донские ка­заки, свято исполняя завет своих предков — верою и правдою служить царю.и России, — явили пример всем верным сынам отечества. За столь самоотверженную, неутомимую и верную службу объявляем´близкому сердцу нашему, доблестному Войску Донскому, осо­бое монаршее наше благоволение и подтверж­даем все права и преимущества, дарованные ему в Бозе почивающими высокими предка­ми нашими, утверждая императорским сло­вом нашим как нерушимость настоящего об­раза его служения, стяжавшего Войску Дон­скому историческую славу, так и неприкос­новенность всех его угодий и владений, при­обретенных трудами и кровью предков...».

В 1905-1906 годах вне всяких сомнений, как монархию, так и императорскую Россию, — спасли, главным образом, казаки и Семенов­ский полк. На долю казачества всегда выпа­дали самые неприятные наряды, как, напр., наряд в помощь полиции, или для усмирения народных волнений. Военный министр ген. Сухомлинов объясняет это тем, что казаки имеют для чтого довольно безобидное ору­жие — нагайки. Но с этим генерал П.И. Кокунько не согласен и высказал свои мысли так: «Объяснение генерала Сухомлинова, по меньшей мере, наивное. Казалось бы, удобнее было купить нагайки и раздать их армейским ча­стям. Оружие это особого обучения не требу­ет. Во всяком случае, это стоило бы много де­шевле, чем мобилизовать льготные части. Но нельзя же сказать прямо, что подобный на­ряд несовместим с достоинством армии. Это было бы слишком обидно для казаков. Со­знаться же в том, что казаки в этом случае представляют более надежный элемент, зна­чит расписаться в собственной несправедли­вости к нам, изменить той политике, которая установилась по отношению казаков не толь­ко в армии, но и вообще в правительстве. Под влиянием правительства, взгляд на казаче­ство, как на пережиток прошлого, проник и в общественность, которая не дала себе труда углубиться в размышление о значении каза­чества в истории государства российского не только с военной, но и социальной точки зре­ния».

Генерал П.Н. Краснов всегда подчеркивал «тя­желое подневольное положение казаков. Си­дели у нас на Дону наказные атаманы из Рос­сии, служили мы на задворках российской конницы»... «Спасали Россию и от французов и от турок, держали порядок в России, в бла­годарность за это — «палачи, опричники, нагаечники» («Донская Летопись», том 3).

Назначение наказных атаманов, людей, не знакомых ни с казачеством, ни с его жизнью и укладом, часто приезжающих только для того, чтобы отбыть нужный служебный ценз и двигаться дальше по служебной лестнице, не было полезным казачеству. Войсковые капиталы были в зависимости от централь­ной власти и пр. Это убивало в казачестве всякую самостоятельность и получался за­стой в жизни. Наказные атаманы интересовались только исправным выходом казака на службу. А что жизнь становилась с каждым годом труднее, их мало трогало. Задолжен­ность казаков в станичные суммы с каждым годом увеличивалась, и не было возможности ее погашать, ибо уже не всякому казаку ста­новилось под силу снаряжать своих сыновей за свой счет. Казачество стало беднеть. Были и хорошие наказные атаманы — Самсонов и Мищенко, которые видели тяжелое положе­ние казаков и, идя навстречу их нуждам, они писали в Петербург доклады в смысле необ­ходимости улучшить положение донского казачества. Но такие наказные атаманы при­числялись к разряду «беспокойных», и их до­клады оставались втуне. Состояние войско­вых финансов усугублялось еще и тем обсто­ятельством, что неоднократно, по требованию военного министра, донцами отпускались за­имообразно государству из войсковых средств весьма большие суммы, но последние обрат­но не возвращались, несмотря на неоднократ­ные просьбы областного правления и наказ­ных атаманов.

Задолженность государства Войску в 1910 году выразилась в нескольких миллионах руб­лей. Благодаря такой «задолженности» у Вой­ска свободных капиталов не было и Дон очу­тился в плохом финансовом положении.

Здесь уместно привести один анекдотиче­ский случай: «Кривянская станица при поддержке соседних станиц неоднократно доби­валась постройки дамбы. Эта дамба была не­обходима для тех станиц, которые во время весеннего разлива и затем распутицы совер­шенно отрезывались от Новочеркасска. Во­енный совет каждый раз отклонял ходатай­ство.

При свидании, генерал Греков (помощник наказного атамана), был просто огорошен неожиданным выпадом одного из членов Во­енного совета: «К чему дамба казакам? Что ж, что разлив. И отлично... Казакам необходимо для поддержания удали предоставить воз­можность плавать. Вашим «малолеткам» это особенно полезно...» — «Ваше превосходи­тельство, да, ведь, с повозками не поплывешь, ведь, дело идет о путях сообщения. Кривянцы с городом имеют торговые дела...» — «Вот и отлично ... Пусть учатся на бурдюках пере­правляться, а там, в случае войны, ни перед какой рекой не остановятся...» (Из дневника генерала Грекова).

Дворянство свидетельствовало, что «совре­менное экономическое положение казаков представляет тяжкую картину прогрессивно растущей среди них нужды». Военный министр Куропаткин, в сопровождении наказ­ного атамана, совершивший быстрый объезд Дона, доложил императору, что дело не так плохо и предложил давать 100-рублевое по­собие казаку, выходящему на службу с ко­нем: главное внимание надо обратить на кон­ский состав, ибо земли у казаков достаточно, но казачество ею «недостаточно энергично и умело пользуется». Поэтому, вместо земства, стали насаждать станичное коневодство. В эту эпоху создалась казачья поговорка, — довольно меткая, что войсковая администрация начинается войсковым наказным атаманом и кончается станичным жеребцом.

Приводим слова генерала А.П. Богаевского: «эта поголовная служба — на свой счет — тяж­ким бременем ложилась на казака. Нас, ка­заков, вообще мало знают и чаще думают о нас хуже, чем мы этого достойны. Отноше­ние к Войску — недоверчивое: с одной сторо­ны, — царские грамоты с добрым словом о службе казачьей, а с другой, — много десят­ков лет войсковые наказные атаманы — не­казаки (как будто среди казачества не было достойных для этого поста людей), недоверие к местным силам, централизация, — управ­ление Войсками из Петербурга» (генерал Богаевский, книга «Казачество»).

В 1914 году разразилась небывалая по раз­мерам война. Казачьи полки героически сражались с неприятелем на всех фронтах в ожидании радостного дня конечной победы России и ее союзников.

Но судьба вынесла иной приговор. В 1917 году наступает революция, в которой главным дви­гателем была Германия, стремившаяся раз­рушить нашу родину.

Устраивая в 1917 году смуту в России, Герма­ния «разгружала» свой восточный фронт, что давало ей возможность всей массой войск ударить на запад. Но не прошло и года, как Людендорф чистосердечно признался: «Ес­ли бы я мог предвидеть, что люди, которые сидели по швейцарских кафе без сантима в кармане, были способны не только овладеть властью над 150 миллионами людей, но и удержаться и стать страшной опасностью для всего мира, я, конечно, отказался бы подпи­сать им пропуск через Германию, хотя позво­лить этим субъектам вернуться в Россию бы­ло для нас военной необходимостью». Герма­ния была врагом России, а потому судить ее мы не можем, — она боролась за свое суще­ствование. Ну а те, кто были союзниками и друзьями России, а не помогли ей подавить смуту?..

Важно отметить, что на протяжении всего периода власти Временного Правительства казачьи войсковые части вообще и, в частно­сти, Донские — выявляли порядок и соблю­дение дисциплины, служа сдерживающим началом и карательным орудием против тех, кто вносил разложение в армии и в тылу. Пример: в первых числах июля месяца 1917 года в Петрограде большевики подняли восстание с целью свергнуть Временное Правительство; то восстание было подавлено Первым и Чет­вертым Донскими казачьими полками.

В августе того же года донской атаман генерал Каледин был в Москве, где от имени всех ка­зачьих Войск выступил со знаменательной декларацией, в которой рекомендовал Временному Правительству принять соответст­вующие меры для немедленного водворения порядка и законности в стране и дисциплины в армии. Волею судьбы совершился 25 октяб­ря 1917 года переворот в России, где власть за­хватили большевики. Началась гражданская война с ними. Результат этой войны известен всем.

Заканчиваю свой исторический очерк сло­вами А.Ф. Керенского: «Думаю, что буду­щее казачества заключено в его прошлом, в тех началах «народоправства, братства и равенства», которые три века тому назад пыта­лись осуществить казаки в своей обществен­ной жизни. Всем нам, участвовавшим в го­сударственном управлении во время Фев­ральской революции, никогда не забыть, что именно тогда, правда, на краткий срок, — эти начала были восстановлены правитель­ством всероссийским.

Включая казачество в понятие русского народа, я отнюдь не покушаюсь тем на своеобразную самобытность казачьих областей. Разнообразие местных политических и со­циальных укладов только богатит русскую культуру, умножает творческие возможно­сти народа и тем крепит государство.

Ведь некоторая местная сословно-войсковая дореволюционная привилегия только прикрывала собой исключительные воинские тяготы, которые несло казачество и которые, на самом деле, в корне подрезывали хозяйст­венную мощь его.

Надо только, чтобы в свободной России Ка­зачество твердо держалось своих исконных традиций, три века назад уже осуществляв­шихся: народоправства, социального братст­ва и политического равенства» (книга «Каза­чество» 1928).

И.И. Курицын. США.

(Орган общеказачьей мысли журнал «Родимый край» № 68. Январь-февраль 1967 года. Издатель: Донское Войсковое Объединение. 230, Av.dela Division-Leclerc, 95-Montmorency, France. Страницы 1-6)

Версия для печати

Поиск по сайту

СОБЫТИЯ

23 декабря 2009г.
Интервью войскового атамана Центрального казачьего войска В.И.Налимова телеканалу "Доверие"

3 декабря 2009г.
Выступление директора Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова Михаила Даниловича Шпинькова на коллегии

31 октября 2009г.
Совет атаманов ЦКВ

10 октября 2009г.
Совет атаманов Московского отдельского казачьего общества

28 сентября 2009г.
Казачий Праздник на реке Листань

28 июня 2009г.
Выступление В.И. Налимова на Совете при Президенте РФ по делам казачества 25 июня 2009г.

4 июня 2009г.
Главная особенность 14 Большого круга "Центрального казачьего войска"

17 апреля 2009г.
Праздник Пасхи. Светлое Воскресенье Христово

17 апреля 2009г.
Воскреcение Господа Иисуса Христа.

6 апреля 2009г.
Утвержден Устав Тульского отдельского общества ВКО "ЦКВ"

30 марта 2009г.
Завершился 6-ой Сбор казачьих кадетских корпусов

17 марта 2009г.
Обращение атамана Тульского отдельского казачьего общества ВКО "ЦКВ" Валерия Хрусталева

8 февраля 2009г.
Преобразования на сайте

25 января 2009г.
Образован Совет по делам казачества при Президенте РФ.

25 января 2009г.
Десница Иоанна Крестителя снова будет принесена в Россию?


РЕКЛАМА

Слайд-шоу
Московское ОКО ВКО "ЦКВ"
Rambler's Top100 - студия «Неон»
На основе Неосфера
Главная страница Контактная информация