На главную страницу портала ЦКВ
На главную страницу портала ЦКВ
Центральное казачье войско
На главную страницу портала ЦКВ
За Веру, Соборность, Отечество!
Цели ЦКВ
Информационно-методический Центр
Новости
Идеология казачества
История
Вестник ЦКВ
Структура ЦКВ
Документы
Полезная информация
Публикации в СМИ
Фотогалерея
Казачата
Форум
Атрибутика
История казачества
ПРАОТЦЫ ЧЕРНОМОРЦЕВ
ПАМЯТИ ОТЦА И ДЕДУШКИ
ПЛАТ ПОКРОВА
Из церковной старины на Дону
О казаках Некрасовцах
Казачьи праздники
Царский казак - телохранитель Тимофей Ящик
О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЗАПОРОЖСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Как мы жили на Дону
КАРТА РАССЕЛЕНИЯ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК
НА СМЕРТЬ АТАМАНА
ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ...
КАЗАЧЕСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ
ОПЫТ ОБОСНОВАНИЯ КАЗАЧЬЕЙ ИДЕИ
КАЗАКИ И СИБИРЬ
ДОНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО И РОССИЯ
АЗОВЦЫ
МОРАЛЬНО-ДУХОВНЫЕ СИЛЫ КАЗАЧЕСТВА
О КАЗАКАХ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ КАЗАЧЕСТВА
Историография вопроса о происхождении казачества
Древняя история казачества
Краткая историческая справка о зарождении казачества в центральной России
Возникновение казачества
Казачество: терминология и типология
Духовник Императрицы Марии Фёдоровны
65 лет Победы под Москвой
Разумейте, языцы, и покоряйтесь, как с нами Бог! (Азовское осадное сидение)
Мультимедиа
Итоговая справка по проведению пасхальной ярмарки народного творчества «Казачье подворье»
Войсковой Атаман
Папа, мама, я – казачья семья
Казачья слава и честь
Сынок, послушай старика
Военный раздел
Вести региональных обществ ЦКВ
Экономический блок
Кошевая служба
Торговый дом "Казачий стан"
Контактная информация
Наши информационные партнеры
Карта сайта
Нагайка

О КАЗАКАХ

О КАЗАКАХ

(Одному малышу-Алеше).

Славное было Войско Казачье. На дале­ких дозорах, в пустынях и в дебрях, на за­ставах и постах проходили казачьи кони, ох­раняя Россию. От тихих вод Дона, от извилистой Кубани, от бурливого Терека, многоводного Урала, от великой реки Амур, до всex уголков земли русской шли казаки служить службу царскую.

Неувядаемой славой покрыли себя казачьи бунчуки, сколько раз поили казаки своих коней у чужих рек Европы и Азии?

В каких только битвах казаки не участвовали, какие виды не видели? По дальним сопкам Манчжурии, по сыпким пескам Казахстана, по горным перевалам Кавказа, Болгарии, Италии, Швейцарии, Австрии и Германии, по равнинам центральной Европы, через немец­кие Тюрингии, Саксонии, Шварцвальды и до Парижа доходили казачьи сотни.

Славное было Казачество. Звонко лилась казачья песня в хуторах и станицах, по всей земле казачьей. Верно стояли казаки на страже России и Веры Православной, стро­го держались заветов старины. А там, в са­мом сердце Земли Казачьей, протекал Ти­хий Дон. И куда казаки ни уходили, где бы ни бы­ли, всегда их мысли и чувства летели домой, к великой, родимой реке, к Батюшке Дону. Приезжали домой, пускали коней к реке и кланялись ей в пояс. Пушкин писал:

«Блещет средь полей широких, Вот он льется!... Здравствуй Дон! От сынов твоих далеких Я привез тебе поклон...».

Любили казаки свои земли, свои реки, ху­тора и станицы. В туманные зимние ночи Петербурга, на  улицах Варшавы, у стен крем­ля московского, везде куда бы казака не забросила служба, он всегда грустил о своей сторонке, всегда слал ей свой сыновний привет. Ибо таков был уклад жизни казачьей, — свое люби, цени и защищай.

На луке казачьего седла были границы Российской Империи. И пока охраняли Рос­сию казаки, спокойно жила земля русская и разливался над ней благовест колоколов ве­черних.
И не было этой славе равных, не было бо­лее верных сынов, воинов, не было лучшей силы ратной, не было лучших хлебопашцев и тружеников. Это была редкая слава. Сла­ва, добытая мечем и сохой. Политая алой кровью, возвышенная курганами могил, ове­янная старинной боевой былью, христиан­ским подвигом и верностью России.

О казачьей славе писали иноземцы — французы маршалы Сульт, Жерар, Клозель, Мезон, генералы Пажоль, Лальман, Коль­бер, Ламарк, да Брак и все, кому приходи­лось встречаться с казаками и их доблестью. И только наша русская интеллигенция на­зывала нас дикарями, холопами: «Смесью унтер-офицерского гонора и лакейства, по­множенное на звериную жестокость...» («Семь Дней Творения», В. Максимов, Сам­издат, страница 114)... Но так ли это? Заслужи­вают ли казаки такой диковинной заметки?

Сколько раз в истории России уходили ка­заки, сколько раз выставляли казачьи Войс­ка свои полки, в полном вооружении, сколь­ко казачьих костей разбросано во всем мире? Уходили казаки с честью, и возвращались со славой...

«Тает, тает сизый дым,
Ты прощай станица,
Мы тебя не постыдим,
Будем лихо биться...
Эх, зудит моя рука,
Будет, будет рубка,
Помолись за казака,
Белая голубка...».
(Из казачьей песни).

Казаки были силой. Кто прошел через Си­бирь, кто прошел по Туркменским пескам, кто были надежной охраной Суворова, кого больше всего боялись французы, какие бы­ли самые надежные части российской армии...?

И не только были казаки ратной силой, была в них сила духа, сила спайки, товарище­ства, основанная на глубоком вековом поня­тии христианства, на верности и боевой чест­ности. В самые страшные моменты великой российской трагедии казаки пошли по зову Правды и Чести. На казачьих землях проис­ходила кровавая схватка Правды со Злом, и казаки принимали в ней самое деятельное участие. Потянулись еще раз казачьи сотни, и полки служить растерзанной России, еще раз «Всколыхнулся, взволновался, правос­лавный Тихий Дон...». Опустели хутора, опу­стели станицы, заалели казачьи лампасы в степях Дона, Кубани, на севере, на востоке, везде, где честь нуждалась в поддержке. Опять лилась казачья кровь, опять, вместе с лучшими сынами России, платило Казачество злому врагу за свою верность.

Хоронили казаков по всей земле российс­кой...

«Старый священник поет глуховато,
Косится на черные раны,
В гробах лежат Донские Орлята
Черниговцы, партизаны...»

Могильными холмами усеяли казаки свой путь.

Ни в одной стране не было такого ирре­гулярного войска, которое имело такое ог­ромное значение в укреплении государст­венных границ. И ни в одной стране не было такого военного «сословия», которое бы­ло основано на поистине демократических, выборных началах, и с таким уважением и любовью к представителям своей выборной власти.

Писал П. Н. Краснов: «... Как шли, уходили в далекий поход казаки. Как раз­вертывалась перед ними бескрайная осенняя степь — пустыня, и с кургана на курган дол­го тянул звонкий подголосок:  «е… е… ой да вот и перестанем... горе, ой мы горевать...».

В безконечных переливах его голоса смыва­лась его тоска и сменялась бодрым призы­вом: «е… е… ой да, Дунай речку, братцы, речку переплываем...» - звала казачья песня к бою и победе.

А в победе рождались Георгии, кресты, ме­дали, чины, подкручивался лихо ус, свети­лись глаза удалью, гордостью... Вот слова Марии Волковой:

«...С врагом столкнешься — не дрогнет грудь
Свой брат не выдаст, а смерть пустяк,
В лихой атаке весь мир забудь,
Руби, — казак.
В душе отвага, в очах огонь,
Подруга — шашка, при ней — темляк,
Седло с набором. Горячий конь,
Удал — казак!...».

А как трогательно, как торжественно спра­вляли казаки свой великий праздник По­крова Пресвятой Богородицы, как выноси­лись старые парчи знамен, атаманские бу­лавы, регалии, какая была сильная тради­ция в жизни, отражающая любовь к прош­лому и веру в будущее? Где им равных най­ти? С какой любовью обрабатывали казаки и казачки свои казачьи земли? Какой был достаток и как умели веселиться и гулять ка­заки, верные слуги своего Отечества!

Славно было Казачье Войско. Славны бы­ли деля его и славная была его история.

«Й како вышедша Илья Муромец, Илья Муромец казак, за землю русскую, за веру Православную, постояти супротив татарина, супротив ворога лютого, как он вышел пролить кровь свою алую, помериться силой бо­гатырскою...». И так уж пошло в истории ка­зачества, что из покон веков выходили каза­ки за землю русскую, за веру нашу православную, против злых врагов. Приходили домой казаки, как никто другой не возвращался в свои сторонки.

«...приходили к Дону близко
Всколохнулся ратный строй,
Покланились Дону низко,
Здравствуй, наш отец родной.
А река кипит и блещет
И бурливою волной
И вздымается и плещет
С пеной на берег крутой.
Что, кормилец, ты сердишься,
Али нас ты позабыл,
Али в нас ты не вглядишься
Али нас ты разлюбил?».

Несмотря на исключительно невежествен­ное отношение русской интеллигенции ко всему казачеству, несмотря на непонимание казачьего быта и уклада жизни, несмотря на отрицательную оценку великого вклада ка­зачества в строительство России, казаки не­сли самые тяжелые службы в Императорс­кой Армии и всегда считались ее отборны­ми частями. Если многие пропитанные « Вольтерами» интеллигенты этого не видали, то это было очень скоро и удачно подмечено французским генералом Мораном в 1812 го­ду: «... в сравнении с французской кавале­рией с теми самыми казаками, которые до сих пор были презираемы всеми, но кото­рые так много сделали для спасения Рос­сии»... И дальше: «Таким образом, одна из лучших и храбрейших кавалерии, какую только когда-нибудь видали, утомлялась и приходила в расстройство в делах с теми лю­дьми, которых она просто считала недостой­ными себя, но которые, тем не менуе, были истинными освободителями своего Отечест­ва...».

Пусть прочтут это наши слюнявые интел­лигенты и пусть устыдятся своей оценки казачества, и пусть они сами, хоть раз в жиз­ни, почувствуют себя русскими и почувствуют глубокую коренную связь с народами России и с ее лучшими сынами.

О казачестве можно много писать, это чуд­ные страницы истории, усеянные подвигами, всеми цветами патриотической радуги, не­зыблемой сыновней любовью, это песня рус­ских воинов, исполнивших свой долг до кон­ца и выпивших вместе с Россией горькую чашу распятия. Из казачьей среды вышли кроме ученых, писателей, поэтов, артистов, музыкантов и несравненных воинов, великие русские патриоты. Как велика и обширна казачья степь, как светло и радостно майское степное небо, так велика и обширна история земель казачьих. Она велика своей традици­ей, бережно передававшейся из уст в уста дедами, отцами, сыновьям и внучатам; она велика подвигами ратными, песней удалою, лихой пляской и духом православия. Она колышется  в  степных  травах,  благоухает цветами степи, сияет голубизной неба, шур­шит волной донской.

Казаки ходили на север, восток, юг и за­пад и отовсюду приносили с собой славу и подвиги...

«На запад, туманный, кровавый, Идут безудержною лавой, За Славой идут казаки!...».

Есть у казаков спайка, станичная, казачья. Встретятся два казака, любого Войска, ан, глянь уже и побратались. Есть общее, прош­лое и настоящее. И не падают духом, а ве­рят в будущее. Оттого то так безжалостно вырезала и преследовала казаков и гонит до сих пор казаков безбожная власть. Потому так ненавидят казаков все ненавистники Рос­сии, ибо знают, что поскольку есть казак, в нем живет Россия, вера православная, вер­ность обычаям, непоколебимый дух русского воина.

Тебе, мой милый сынишка, я пишу это, что бы ты знал, от какого мы рода, из какой мы земли и каковы наши порядки. Что бы ты вырос на чужой земле верным казаком, защитником всего казачьего и русского, сво­ей веры, своих обычаев и обрядов. Что бы гак, как твой дед, казачий генерал, что бы так, как твоя бабушка, коренная москвичка, любил до боли свою землю русскую, где на каждой ее пяди были капли нашей казачьей крови.

Что бы в твоей молодой, белобрысой, го­ловенке была с ранних лет любовь к казачь­ей песне, что бы знал историю своей земли, о походах далеких, о героях, Платовых, Баклановых, Красновых, Калединых, Корниловых и многих, многих других, кто гордо и с достоинством носил алые или иных цветов лампасы. И что бы теперь, когда ты прислуживаешь в церкви и несешь за батюш­кой дымящееся кадило, что бы твое сердце дымилось вечной Правдой Православия, веч­ным подвигом служения нашей Родине. И когда-нибудь потом, может быть, совсем не гак скоро, может быть, позже, но это будет, мы вернемся на родную землю и лихой ве­тер степной развеет твои золотые волосы, как развевал он много лет буйные чубы воз­вращающихся домой, на Дон, казаков.

Г.М. Моисеев. Канада.

(Орган общеказачьей мысли журнал «Родимый край» № 101. Июль-август 1972 года. Издатель: Донское Войсковое Объединение. 230, Av.dela Division-Leclerc, 95-Montmorency, France. Страницы 1-3)

Версия для печати

Поиск по сайту

СОБЫТИЯ

23 декабря 2009г.
Интервью войскового атамана Центрального казачьего войска В.И.Налимова телеканалу "Доверие"

3 декабря 2009г.
Выступление директора Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова Михаила Даниловича Шпинькова на коллегии

31 октября 2009г.
Совет атаманов ЦКВ

10 октября 2009г.
Совет атаманов Московского отдельского казачьего общества

28 сентября 2009г.
Казачий Праздник на реке Листань

28 июня 2009г.
Выступление В.И. Налимова на Совете при Президенте РФ по делам казачества 25 июня 2009г.

4 июня 2009г.
Главная особенность 14 Большого круга "Центрального казачьего войска"

17 апреля 2009г.
Праздник Пасхи. Светлое Воскресенье Христово

17 апреля 2009г.
Воскреcение Господа Иисуса Христа.

6 апреля 2009г.
Утвержден Устав Тульского отдельского общества ВКО "ЦКВ"

30 марта 2009г.
Завершился 6-ой Сбор казачьих кадетских корпусов

17 марта 2009г.
Обращение атамана Тульского отдельского казачьего общества ВКО "ЦКВ" Валерия Хрусталева

8 февраля 2009г.
Преобразования на сайте

25 января 2009г.
Образован Совет по делам казачества при Президенте РФ.

25 января 2009г.
Десница Иоанна Крестителя снова будет принесена в Россию?


РЕКЛАМА

Слайд-шоу
Московское ОКО ВКО "ЦКВ"
Rambler's Top100 - студия «Неон»
На основе Неосфера
Главная страница Контактная информация