На главную страницу портала ЦКВ
На главную страницу портала ЦКВ
Центральное казачье войско
На главную страницу портала ЦКВ
За Веру, Соборность, Отечество!
Цели ЦКВ
Информационно-методический Центр
Новости
Идеология казачества
История
Вестник ЦКВ
Структура ЦКВ
Документы
Полезная информация
Публикации в СМИ
Фотогалерея
Казачата
Форум
Атрибутика
История казачества
ПРАОТЦЫ ЧЕРНОМОРЦЕВ
ПАМЯТИ ОТЦА И ДЕДУШКИ
ПЛАТ ПОКРОВА
Из церковной старины на Дону
О казаках Некрасовцах
Казачьи праздники
Царский казак - телохранитель Тимофей Ящик
О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЗАПОРОЖСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Как мы жили на Дону
КАРТА РАССЕЛЕНИЯ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК
НА СМЕРТЬ АТАМАНА
ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ...
КАЗАЧЕСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ
ОПЫТ ОБОСНОВАНИЯ КАЗАЧЬЕЙ ИДЕИ
КАЗАКИ И СИБИРЬ
ДОНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО И РОССИЯ
АЗОВЦЫ
МОРАЛЬНО-ДУХОВНЫЕ СИЛЫ КАЗАЧЕСТВА
О КАЗАКАХ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ КАЗАЧЕСТВА
Историография вопроса о происхождении казачества
Древняя история казачества
Краткая историческая справка о зарождении казачества в центральной России
Возникновение казачества
Казачество: терминология и типология
Духовник Императрицы Марии Фёдоровны
65 лет Победы под Москвой
Разумейте, языцы, и покоряйтесь, как с нами Бог! (Азовское осадное сидение)
Мультимедиа
Итоговая справка по проведению пасхальной ярмарки народного творчества «Казачье подворье»
Войсковой Атаман
Папа, мама, я – казачья семья
Казачья слава и честь
Сынок, послушай старика
Военный раздел
Вести региональных обществ ЦКВ
Экономический блок
Кошевая служба
Торговый дом "Казачий стан"
Контактная информация
Наши информационные партнеры
Карта сайта
Нагайка
Главная / История казачества / О казаках Некрасовцах

О казаках Некрасовцах

О КАЗАКАХ-НЕКРАСОВЦАХ

«Казаки, названные Некрасовцы по Игна­тию Некрасову, российские урожденцы, жи­ли над рекой Кубань. Но когда покойная Рос­сийская царица Екатерина начала нас к своей вере принуждать, то наш полководец Игнат Некрасов не согласился на то. Она издала приказ разгромить нас. Но наши старшины сказали: вот вам, россияне, владейте нашим имением! Пусть вам Бог отмщает, что вы нас силою грабите. Мы пошли прямо в азиат­скую сторону к черкесам и поселились на Ха-тибии: черкесы закона не знают,   а милости нам более оказали, нежели Россия, называю­щаяся христианская!

Потом Россия начала и там нас раззорять: тогда мы опять вынужде­ны были переселиться в Турцию, Анатолию возле Самсона, в округ Шаршанба называе­мый, за султана Магомета, и он нас принял с великою честию и даровал нам права и сво­боды и нашему духовенству полное право по нашей религии. Но когда мы там поселились, ветер там сильно тлетворный свирепствовал, наши старшие все вымерли и редко кто остался в живых: мы последние вынуждены были переселиться на Дунавец к Дунаю. Рос­сия в 1809 году нас раззорила — и так мы всю жизнь свою горько провождаем.

Но только мы надеемся на Бога. Хотя был Петр великий гонитель и Павел Петрович, но не было таковых мучителей, яко пророк во­пиет: «Изскочи яко лев из Вассана на всю вселенную» и кольми паче на нашу правосла­вную христианскую веру: сей мучитель подо­бен антихристу — первый наскочил в 1834 году. Саратовской губернии Иргизские мона­стыри все вконец раззорил. Которые муже­ственно за Церковь стояли он приказал своей армии лошадьми их давить и многие на миру смерть получили а бедных иноков старых лет, которые по девяносто лет жили, только Богу молились, всех сослал в закавказские провинции.

Потом бросился на дремучие леса, на Керженцы и там были скиты лет по триста и ни­кто их не трогал а безбожный Николай все раззорил и разогнал всех без известия.

А потом бросился в Стародубские пределы Черниговской, Могилевской губернии, там все монастыри были возле Гомли в имениях князя Чарторижскаго. Окаянный Николай не боялся суда Божьего и не устрашился ча­се, смертного, все раззорил: наконец выслал на разорение генерала Алябьева и он всю святыню ограбил что было собрано лет в во­семьдесят а иноков всех разогнал; прочие в Турцию к нам пришли.

Много Николай крови нашей казацкой про­лил, твердых людей которые закон держали разослал по Сибири и крепостям, разлучил навеки от жен и детей. В Стародубщине, в селении Добрянка, был купец Полянской про­зываемой, у коего покойный царь Александр на квартире становился. Николай когда про­езжал также у него на квартире становился. Старику было от роду лет восемдесят: при­ехал к нему Николай на квартиру и сказал ему грозно: «Я приехал к тебе о вере погово­рить: или веру принять или в Сибирь со­слать!» Старик к свету и жизнь свою окон­чил.Николай поутру сказал: «Так ему и на­до было!»

Московского первого вставщика и купца Федора Васильевича Жигарева в десятом ча­су дня схватили, в темную коляску и посади­ли в Петропавловскую крепость, и там сидел он семь лет и жизнь свою окончил.
Геронтий, Белокриницкаго монастыря Ар­химандрит и ученик его Дионисий ездили в Москву для покупки: и он, Николай, прика­зал из взять и посадить в Петропавловскую крепость и там они сем лет сидели, а потом приказал взять их оттуда, Архимандрита Ге-ронтия посадить в Санкт-Петербургскую крепость а ученика его Дионисия отвезти в Костромскую губернию Спасскую пустыню, в Никольский монастырь, от Костромы сто сорок верст; до сих пор сидят.

А в Киевской губернии, в Богославском уезде взяли епископа Конона и посадили его Владимирской губернии в Суздальской кре­пости Спасо-Ефремовском монастыре; уже шестой год сидит без всякой причины.
А еще Бессарабской области Кишиневской губернии из города Измайлова взял и он там высидел четыре года, и начальство взяло от купца Беляева, и посадил его в Петропавлов­ской крепости, с него двадцать тысяч рублей серебром; а причина вот какая: его приятель Гончаров ему партикулярное письмо при­слал из-за границы, только написан один по­клон. А когда российские войска вступили в 1854 году в турецкие пределы в город Туль-чу, тогда там было наших двое: архиепископ Аркадий и епископ Олимпий и священник Феодор, и он приказал генералу Ушакову тот час их взять и в темную коляску посадить и отправить во Владимирскую губернию, в Су­здальскую крепость, в Спасо-Ефимьевский монастырь, уже восьмой год сидят; Олимпий уже там помер, архиепископ и священник еще живы.

Смотри Европа — что Россия делает, своих подданных своей крови заставила страдать по азиатским сторонам: но нам хотя и горько проживать в Азии, однако ж мы имеем свои селения, имеем своих жен и детей; хотя и горько нам, что удалены мы сто пятьдесят лет от своего Отечества: но не такое имеем горе, как бедные поляки, что не имеют своего при­станища, растеклись по всему шару земно­му.

Умилосердуйся Европа и взмилуйся на нас Некрасовцев и спроси Россию, чтобы она по­казала причину что мы ей противного сдела­ли? Пусть подаст объяснение. Несколько бы­ло царей на свете идолопоклоннических, Ди­оклетианы и Траяны   и Максимилияны и Юлианы-Отступкики и Константины-Копронимы, но не было таких, как Николай Рос­сийской. Теперь ты нас, Николай, великую честь заслужил: люди и ныне живут, а тебя поминают и мертвого тебя проклинают. И ко­гда Николай на престол на царство садился, и тогда его престол кровию гвардейскою об­лился, и господ повешал: ныне их вся все­ленная узнала, и за мучеников их почитает, и память им творят, и Бога молят, а Николая помнят и душу его вечно проклинают.

Сочинил Некрасовец Казак в Турции жительствующий 1 декабря 1861 года».

Работа Кельсиевых в Турции в общем про­должалась недолго. Жили они в очень тяже­лых материальных условиях, буквально бед­ствовали, и младший брат Иван скоро умер. Василий же вернулся в Европу, и таким об­разом их небольшая община прекратила свое существование.

В декабре 1866 года в Варшаве был рас­стрелян за участие в польском восстании ка­зак войска Донского, из дворян, некто Митрофан Подхалюзин. Нет оснований утверж­дать, что он находился в связи с заграничны­ми революционными русскими группами. Скорее всего он принадлежал к той части русского офицерства в Польше, которым бы­ла не по сердцу роль усмирителей и карате­лей. Представители этого офицерства неод­нократно выступали тогда в журнале «Ко­локол» с заявлениями протеста и негодова­ния против правительственной политики. В эти же годы, продолжалась политика пресле­дования старообрядцев, почти повсеместного, в особенности же в Уральском казачьем Вой­ске. Достаточно было одной бороды, чтобы заподозрить человека в принадлежности к старообрядчеству. Само собой разумеется, я говорю здесь не о стариках, проживавших в станицах, а о тех казаках, которые шли от­бывать службу. Воинский устав того времени запрещал ношение бород на службе, и за это не преследовали только на кавказской ли­нейной службе. Привожу любопытное сооб­щение с Дона: «В 1857 году Наказной Атаман Войска Донского испрашивал разрешения Военного Министра, чтобы ему было предо­ставлено, по сношению с кавказским начальником, НЕСОГЛАСИВШИХСЯ БРИТЬ БОРОДУ НА СЛУЖБЕ — переводить с их семействами в Кавказское линейное Войско, где бороды дозволяются, и о таковых доносить Военному Министерству. Переводимым ни от казны ни от Войска пособия не давать, а только предоставить двухгодичную льготу, как переселенцу. По Всеподданнейшему о сем докладу, Его Величество, в третий день августа 1857 года изволил вполне одобрить предположение генерал-адъютанта Хомутова. и повелел исполнить».

Ранее мы упомянули о гонениях на Урале. Посмотрим, что же делалось там, согласно со­общениям с мест, посылаемым в журнал. В № 1 «Общего Веча» от 15 июля 1862 года чи­таем следующее:

«Уральское дело» — «В начале 1859 года, когда Сергиевский и Бударинский скиты приняли Единоверие и когда Синоду было до­ложено, будто этого хочет и все Уральское Казачье Войско, Синод велел обратить осо­бенное внимание на старообрядческих попов, учителей и уставщиков. Обер-прокурор, по соглашению с членами Синода, полагая не­обходимейшей мерой для разрушения всех замыслов означенных ВРЕДНЫХ людей не­медленное удаление их БЕЗ ОГЛАСКИ из Края, обращался к Военному Министру с просьбой об испрошении Высочайшего раз­решения на то, чтобы по особому личному к генерал-адъютанту Катенину и генерал-ма­йору Столыпину доверию Его Величества, впредь до особого повеления и в виде особого исключения, даровано было им ПРАВО — людей, препятствующих им в уничтожении раскола, несмотря на чин и звание, хотя бы то были люди Войскового сословия — НЕ­МЕДЛЕННО ВЫСЫЛАТЬ: Столыпину из Войска в Оренбург, а Катенину — из Орен­бурга в отдаленные губернии, по своему усмотрению. На это Император Александр наложил резолюцию собственноручно: «Со­гласен, но единственно по делам о расколе».

Мы слышали, что это зверское повеление Государя исполнялось, но, к сожалению, не знаем подробностей, которые очень хорошо было бы напечатать для общего сведения. Де­ло в том, что казаки просили свободы Старо­обрядчеству. Вместо этого им дали Единове­рие, причем Наследник, для возбуждения их усердия, послал им какой-то старинный об­раз. КАЗАКИ НЕ ПОДДАЛИСЬ. Единове­рия не приняли, и теперь дело дошло до того, что Столыпин уехал в Петербург, а на Урал послан Иосиф Железнов — что-то он сдела­ет?

МУДРЕНО ТОЛЬКО, ЧТОБЫ КАЗАКИ СДАЛИСЬ: ЭТО НЕ МУЖИКИ, КОТОРЫМИ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИВЫКЛО ПОМЫКАТЬ КАК УГОДНО».

Очевидно, характер и объем гонений на старообрядцев в этот период зависели не столько от общей установки и решения Священного Синода, сколько от добросовестности местных властей, т. е. Наказных атаманов и их помощ­ников. Из приведенного выше документа яв­ствует, что Священный Синод вынес решение только после того, как «Синоду было доложено, буд­то этого хочет и все Уральское Казачье Вой­ско». Очевидно, начальство перестаралось. В областях же, стоявших под начальством бо­лее разумных и веротерпимых начальников, дело обстояло иначе. Так в области, которой управлял прославленный герой, генерал-лей­тенант Яков Петрович Бакланов, преследо­ваний не было. Сохранился любопытный до­кумент того времени, подписанный самим Баклановым, который я приведу здесь це­ликом:

«УПРАВЛЕНИЕ ВОЕННОГО НАЧАЛЬНИКА АВГУСТОВСКОГО ОТДЕЛА Октября 17 дня 1863. № 4228/63. г. С у в а л к и. Свидетельство Сим удостоверяю с приложением казенной печати, что поселенным в Августовской гу­бернии и того же уезда старообрядцам разре­шено мной восстановить, перестроивать и по­правлять разрушенные молитвенные домы их во всех деревнях.

Вследствие сего предписывается всем воен­ным и гражданским начальствам не чинить им в том препятствий.

Военный начальник, Генерал-лейтенант  Бакланов И. д. Помощника, Штабс-капитан Жеванов».

А в примечании я нашел указание на то, что документ этот был подписан именно из­вестным нам героем Яковом Петровичем Ба­клановым, бывшим в то время генерал-гу­бернатором Августовской губернии.

Н. Воробьев. Пебл Бич, Калифорния.

(Орган общеказачьей мысли журнал «Родимый край» № 67. Ноябрь-декабрь 1966  года. Издатель: Донское Войсковое Объединение. 230, Av.dela Division-Leclerc, 95-Montmorency, France. Страницы 13-16).


Версия для печати

Поиск по сайту

СОБЫТИЯ

23 декабря 2009г.
Интервью войскового атамана Центрального казачьего войска В.И.Налимова телеканалу "Доверие"

3 декабря 2009г.
Выступление директора Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова Михаила Даниловича Шпинькова на коллегии

31 октября 2009г.
Совет атаманов ЦКВ

10 октября 2009г.
Совет атаманов Московского отдельского казачьего общества

28 сентября 2009г.
Казачий Праздник на реке Листань

28 июня 2009г.
Выступление В.И. Налимова на Совете при Президенте РФ по делам казачества 25 июня 2009г.

4 июня 2009г.
Главная особенность 14 Большого круга "Центрального казачьего войска"

17 апреля 2009г.
Праздник Пасхи. Светлое Воскресенье Христово

17 апреля 2009г.
Воскреcение Господа Иисуса Христа.

6 апреля 2009г.
Утвержден Устав Тульского отдельского общества ВКО "ЦКВ"

30 марта 2009г.
Завершился 6-ой Сбор казачьих кадетских корпусов

17 марта 2009г.
Обращение атамана Тульского отдельского казачьего общества ВКО "ЦКВ" Валерия Хрусталева

8 февраля 2009г.
Преобразования на сайте

25 января 2009г.
Образован Совет по делам казачества при Президенте РФ.

25 января 2009г.
Десница Иоанна Крестителя снова будет принесена в Россию?


РЕКЛАМА

Слайд-шоу
Московское ОКО ВКО "ЦКВ"
Rambler's Top100 - студия «Неон»
На основе Неосфера
Главная страница Контактная информация