На главную страницу портала ЦКВ
На главную страницу портала ЦКВ
Центральное казачье войско
На главную страницу портала ЦКВ
За Веру, Соборность, Отечество!
Цели ЦКВ
Информационно-методический Центр
Новости
Идеология казачества
История
Вестник ЦКВ
Структура ЦКВ
Документы
Полезная информация
Публикации в СМИ
Фотогалерея
Казачата
Форум
Атрибутика
История казачества
ПРАОТЦЫ ЧЕРНОМОРЦЕВ
ПАМЯТИ ОТЦА И ДЕДУШКИ
ПЛАТ ПОКРОВА
Из церковной старины на Дону
О казаках Некрасовцах
Казачьи праздники
Царский казак - телохранитель Тимофей Ящик
О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЗАПОРОЖСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Как мы жили на Дону
КАРТА РАССЕЛЕНИЯ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК
НА СМЕРТЬ АТАМАНА
ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ...
КАЗАЧЕСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ
ОПЫТ ОБОСНОВАНИЯ КАЗАЧЬЕЙ ИДЕИ
КАЗАКИ И СИБИРЬ
ДОНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО И РОССИЯ
АЗОВЦЫ
МОРАЛЬНО-ДУХОВНЫЕ СИЛЫ КАЗАЧЕСТВА
О КАЗАКАХ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ КАЗАЧЕСТВА
Историография вопроса о происхождении казачества
Древняя история казачества
Краткая историческая справка о зарождении казачества в центральной России
Возникновение казачества
Казачество: терминология и типология
Духовник Императрицы Марии Фёдоровны
65 лет Победы под Москвой
Разумейте, языцы, и покоряйтесь, как с нами Бог! (Азовское осадное сидение)
Мультимедиа
Итоговая справка по проведению пасхальной ярмарки народного творчества «Казачье подворье»
Войсковой Атаман
Папа, мама, я – казачья семья
Казачья слава и честь
Сынок, послушай старика
Военный раздел
Вести региональных обществ ЦКВ
Экономический блок
Кошевая служба
Торговый дом "Казачий стан"
Контактная информация
Наши информационные партнеры
Карта сайта
Нагайка
Главная / История казачества / Из церковной старины на Дону

Из церковной старины на Дону

ИЗ ЦЕРКОВНОЙ СТАРИНЫ НА ДОНУ

В 1380 году накануне Куликовской битвы, на берегах реки Непрядзы, местным населением была поднесена Великому Князю Димитрию Ивано­вичу икона Пресвятой Богородицы. Об этом событии в церковных летописях сохранилась запись:

«Там, в верховьях Дона, народ християнский, войнска чина живущи, зовими казаци, в радостях встречая его (Великого Князя Димитрия) со святыми иконами и кресты, иже имеху чудотворныя иконы в церквях своих».

Эта выписка, в которой население Дона на­зывается казаками, говорит очень многое. Она в корне опровергает теорию Броневского о происхождении донских казаков в 16-17 веках исключительно из беглых людей Москов­ского государства. Указав на существование уже в те времена на Дону казачества, она от­мечает и главный род занятия «войнска чина живущи». Упоминание об иконах, а главное о церквах говорит, что оно уже давно жило в этой местности.

Пресвятая Богородица всегда очень почи­талась на Дону. В старину атаманы, призы­вая казаков на защиту от басурман родимого края, называли казачий «присуд» (террито­рию Донского Войска) — «Домом Пресвятой Бо­городицы». О происхождении этого наимено­вания существует легенда, что Матерь Божия, видевшая на Голгофе муки своего Сы­на, попросила Господа отпустить ее на землю, дабы утешить всех скорбящих. Место своего Покрова Святая Богородица избрала Иверскую Землю (Грузию) и южно-русские степи, где веками шла жестокая борьба христиан с ино­верцами.

И не только на Дону казаки чтили Матерь Божию.

У запорожцев, в Сичевой церкви, на острове Хортица в храме Святого Покрова находилась осо­бо чтимая икона с изображением стоящей на облаках Святой Богоматери, а внизу — колено­преклоненных запорожцев. По преданию, она была сооружена в память чудесного спасения от поражения запорожской гребной флоти­лии у Босфора, во время одного из бесчислен­ных морских походов. Это случилось в день Святого Покрова.

Со времен Запорожья о Святой Богомате­ри сохранился следующий апокриф:

«Это случилось давно, когда казакам при­ходилось много биться и гибнуть на синем море, когда души погибших реяли над меля­ми, над болотистыми лиманами, когда горест­ные причитания по павшим неслись с каж­дого хутора, как шум воды на порогах.

«Спустилась раз с ночного неба Заступница нашей Сичи — Матерь Божия. В лучшей сво­ей короне тихо скользила Она вместе с Святым Николаем по обширному казачьему краю, внимая горькому плачу своих детей».

«И когда наступил знойный день, пересох­ли от жалости уста Ее и нечем было их осве­жить. Никто не выходил на их стук, никто не подходил к дверям и только громче разда­вался за ними горький плачь».

«Тогда подошли Они к глубокой реке. На­клонилась Пречистая Богородица и тут упа­ла и скрылась под водой ее жемчужная ко­рона».
«Пропали мои красивые жемчуга. Никогда у меня не будет таких» — сказала Она.

Но когда они вернулись в свой Небесный Дом, увидала наша светлая Мати на своем троне такой же чудесный жемчуг.

— «Как же он мог попасть сюда — восклик­нула Она, — когда я его потеряла. Это навер­но его нашли казаки и передали для меня».

—  «Нет, Матушка — сказал Ей Сын Ее — то совсем не жемчужины, а слезы казачьих матерей. Ангелы собрали их и принесли сюда к твоему Престолу».

«Вот почему в казачьих краях жемчуга на­зываются «слезками» до сих пор».

Средневековое казачество отличалось боль­шой религиозностью. Издавно вошло в обычай в трудные минуты боевых схваток с вра­гами давать обещание в случае избавления от опасности отправиться на богомолье в какой-нибудь отдаленный монастырь. Так Степан Разин в 1652 году в исполнение обета, данного его отцом, в благодарность за излечение ран, полученных на войне, совершил паломниче­ство в Соловецкую Обитель. Есть указания, что и в 1660 году он побывал там вторично.

Несмотря на непрерывную борьбу с «ба­сурманами», у казаков не было узкой догматической нетерпимости и они легко прини­мали в свою среду иноверцев и староверов, признавая за каждым неотъемлемое право ис­поведовать ту религию, которая больше все­го отвечала его внутреннему духовому со­держанию. Такой взгляд позволял спокой­ное сожительство на казачьих землях лиц самых различных религий. Казаки были и религиозны и веротерпимы.

Они не вдавались в подробности религиоз­ных учений и их верования в большинстве случаев имели примитивный характер. Но в то же время они всегда отличались глубокой религиозностью. Перед походами и после них всегда служились молебны, после удач­ного похода казаки делали богатые подноше­ния в церкви.

Долгое время на Дону не было церквей, за­порожцы же имели даже походную церковь. Лишь в начале 17-го столетия стали строить часовни, а на кладбищах «голубцы» — род беседок, вместо нагробных памятников. Пер­вая церковь была заложена в Черкасске около 1645 года во исполнение обета, данного во время Азовского Сидения. Отсутствие церк­вей понятно — бранная жизнь и отсутствие безопасности не позволяли их иметь.
Но уже в 16-ом, начале 17-го веков у донских казаков появились свои монастыри (Черниев Никольский, основанный атаманом Михаи­лом Черкашениным в 1570 году в верховьях До­на, Борщевский, близ Воронежа, возникший около 1613 года). Казачьи обители были не толь­ко религиозными учреждениями, но и прию­тами, куда уходили инвалиды, престарелые и больные казаки, уже не могшие переносить опасностей боевой жизни. Пострижение в мо­нахи вовсе не было обязательным, и часто пришедшие просто жили бобылями — «для пропитания», по выражению Войсковой от­писки. Позже возникли и женские монасты­ри (Покровский около 1623 года, Мигулинский, Бекреневский), «куда выезжали с Дону ка­зачки, наши матери и сродницы, и вдовы, и одинокие женщины».

Все эти обители содержались на счет Вой­ска, которому они подчинялись. По существу, они были социальным обеспечением (своего рода пенсией, помощью) казачьей государст­венной властью своих престарелых или не­мощных граждан, подобно тому, как в совре­менных государствах существует пенсия для престарелых рабочих.

В одной из повестей об Азовской эпопее, написанных в 17-ом веке, автор, имя которого не сохранилось, но который, судя по тому, как он описывает происшедшие события, был безусловно донским казаком, их участником — все уцелевшие бойцы Азовского Сидения собираются уйти в монастырь, и «атамана по­ставить игуменом, а есаула пострижем, тот нам будет строителем». Иначе говоря, и в мо­настыре казаки сохранят свою войсковую администрацию, функции которой останут­ся те же, но меняются лишь «боевые казачьи зипуны кровавые» на мирное монашеское об­лачение.

Роль и значение духовенства среди казаков были ограничены. Оно не имело никакого влияния на светскую власть, на администра­тивный аппарат Войска. В религиозном отно­шении оно подчинялось до эпохи Петра не­посредственно Московскому Патриарху, а не через епископов или митрополитов соседних областей, причем эта связь шла через По­сольский Приказ (Московское Министерство иностранных Дел того времени), а не прямо из монастырей к патриарху.

Все духовенство (священники, дьяконы) было выборным. Патриарх лишь утверждал лиц, выбранных Кругом, который давал со­ответствующую характеристику: такой то — «духовен, смирен и неупоен (т. е. не пьяни­ца) и нам казакам он угоден». На Круге духо­венство не имело права голоса, поэтому на политическую жизнь Войска оно влияния не оказывало. Его роль была исключительно ре­лигиозной и социальной. Постройка часовень, церквей производилась с разрешения Круга, иногда без ведома и против решения Москов­ского патриарха.

Широкая веротерпимость казачества, огра­ничение роли духовенства были полной про­тивоположностью религиозным войнам и го­нениям в Московском государстве и странах западной Европы того времени.

В 1718 году была уничтожена автокефалия ка­зачьей церкви и она распоряжением Петра Великого была подчинена Воронежскому епископу. Но фактически более ста лет (до 1829 года) казаки и их церковь противились это­му Указу. В начале Войско обратилось с просьбой подчинить их церковь Святому Синоду, заменившему упраздненного Московского патриарха. Петр в ответ дважды подтвердил свое распо­ряжение, но казаки по-прежнему не желали подчиняться воронежскому духовенству, счи­тая свои церковные дела зависимыми от их Войсковых властей. В этом их поддерживавали и наказные Атаманы. Чуть ли не ежегодно Войско обращалось в Москву, а потом в Петербург, с жалобами на воронежского еписко­па, который в свою очередь отвечал тем же.

Показательно в этом отношении столкно­вение Атамана Данилы Ефремова с воронежским духовенством в 1747 году. По требованию Синода, узнавшего, что сын Данилы — Сте­пан (будущий Войсковой Атаман Войска Дон­ского) женился вторично при живой жене, воронежский епископ потребовал двоежен­ца на суд духовенства, так же, как и казаков, женившихся четвертым браком, и черкас­ских «попов», не выполнявших распоряже­ний воронежских церковных властей, и ра­скольничьих «учителей». Атаман ничего не ответил, основываясь на автономных правах донской церкви.

«И юридически и по существу воронежский епископ был прав — пишет юрист Сватиков («Россия и Дон») – Но достать знатного престу­пника можно было лишь путем военной экс­педиции. Ефремов же, опираясь на самосо­знание казачества, защищавшего свою авто­номию от центральной власти в лице еписко­па, и сильный сочувствием Дона, Атаман укрыл не только своего сына, но и всех ре­лигиозных преступников и даже раскольни­ков».

На этом дело и кончилось. Черкасское ду­ховенство развело Степана с первой женой, которую упрятали так, что ее и след про­стыл, а новую свадьбу с Маланьей Карпов­ной отпраздновали с такой пышностью, что до сих пор сохранилась по всей Руси поговор­ка: «Напекли, как на Маланьину свадьбу» (в хоперских станицах еще в конце прошло­го столетия сохранялось предание, что Маланья, дочь небогатых родителей, отличалась необыкновенной красотой. Степан Ефремов впервые увидел ее на Черкасском базаре, где она продавала семечки).

Только в тридцатых годах 19-го столетия было покончено со ссорами и недоразумениями ка­зачьей администрации с воронежским духо­венством, путем учреждения Донской Епар­хии с архиеписком в Новочеркасске и изъя­тием казачьего духовенства из подчинения Войсковым властям.

Б. Богаевский. Париж.

(Орган общеказачьей мысли журнал «Родимый край» № 67. Ноябрь-декабрь 1966  года. Издатель: Донское Войсковое Объединение. 230, Av.dela Division-Leclerc, 95-Montmorency, France. Страницы 9-11).


Версия для печати

Поиск по сайту

СОБЫТИЯ

23 декабря 2009г.
Интервью войскового атамана Центрального казачьего войска В.И.Налимова телеканалу "Доверие"

3 декабря 2009г.
Выступление директора Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова Михаила Даниловича Шпинькова на коллегии

31 октября 2009г.
Совет атаманов ЦКВ

10 октября 2009г.
Совет атаманов Московского отдельского казачьего общества

28 сентября 2009г.
Казачий Праздник на реке Листань

28 июня 2009г.
Выступление В.И. Налимова на Совете при Президенте РФ по делам казачества 25 июня 2009г.

4 июня 2009г.
Главная особенность 14 Большого круга "Центрального казачьего войска"

17 апреля 2009г.
Праздник Пасхи. Светлое Воскресенье Христово

17 апреля 2009г.
Воскреcение Господа Иисуса Христа.

6 апреля 2009г.
Утвержден Устав Тульского отдельского общества ВКО "ЦКВ"

30 марта 2009г.
Завершился 6-ой Сбор казачьих кадетских корпусов

17 марта 2009г.
Обращение атамана Тульского отдельского казачьего общества ВКО "ЦКВ" Валерия Хрусталева

8 февраля 2009г.
Преобразования на сайте

25 января 2009г.
Образован Совет по делам казачества при Президенте РФ.

25 января 2009г.
Десница Иоанна Крестителя снова будет принесена в Россию?


РЕКЛАМА

Слайд-шоу
Московское ОКО ВКО "ЦКВ"
Rambler's Top100 - студия «Неон»
На основе Неосфера
Главная страница Контактная информация