На главную страницу портала ЦКВ
На главную страницу портала ЦКВ
Центральное казачье войско
На главную страницу портала ЦКВ
За Веру, Соборность, Отечество!
Цели ЦКВ
Информационно-методический Центр
Новости
Идеология казачества
История
Вестник ЦКВ
Структура ЦКВ
Документы
Полезная информация
Публикации в СМИ
Фотогалерея
Казачата
Форум
Атрибутика
История казачества
ПРАОТЦЫ ЧЕРНОМОРЦЕВ
ПАМЯТИ ОТЦА И ДЕДУШКИ
ПЛАТ ПОКРОВА
Из церковной старины на Дону
О казаках Некрасовцах
Казачьи праздники
Царский казак - телохранитель Тимофей Ящик
О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЗАПОРОЖСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Как мы жили на Дону
КАРТА РАССЕЛЕНИЯ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК
НА СМЕРТЬ АТАМАНА
ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ...
КАЗАЧЕСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ
ОПЫТ ОБОСНОВАНИЯ КАЗАЧЬЕЙ ИДЕИ
КАЗАКИ И СИБИРЬ
ДОНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО И РОССИЯ
АЗОВЦЫ
МОРАЛЬНО-ДУХОВНЫЕ СИЛЫ КАЗАЧЕСТВА
О КАЗАКАХ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ КАЗАЧЕСТВА
Историография вопроса о происхождении казачества
Древняя история казачества
Краткая историческая справка о зарождении казачества в центральной России
Возникновение казачества
Казачество: терминология и типология
Духовник Императрицы Марии Фёдоровны
65 лет Победы под Москвой
Разумейте, языцы, и покоряйтесь, как с нами Бог! (Азовское осадное сидение)
Мультимедиа
Итоговая справка по проведению пасхальной ярмарки народного творчества «Казачье подворье»
Войсковой Атаман
Папа, мама, я – казачья семья
Казачья слава и честь
Сынок, послушай старика
Военный раздел
Вести региональных обществ ЦКВ
Экономический блок
Кошевая служба
Торговый дом "Казачий стан"
Контактная информация
Наши информационные партнеры
Карта сайта
Нагайка
Главная / История казачества / ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ...

ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ...

ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ...

Отшумело, в крови подавленное, булавинское восстание. Тысячи казачьих семейств во главе с Игнатом Некрасой (Некрасовым) пе­ребрались с Дона на Кубань. Но в царствование Анны Иоанновны занимаемая ими ме­стность была покорена русскими войсками, и некрасовцы вынуждены были идти дальше — под сень бунчуков турецкого султана, где можно было им свободно исповедовать веру отцов и жить по своим «обыкностям». В этом очерке я коснусь только того периода, когда они жили в Добрудже.

Добруджа — румынская область, находив­шаяся под властью Турции, лежащая между Дунаем и Черным морем. Двумя крутыми гребнями идут гнейсовые горы к Тульче. По берегам моря — добыча соли, ремесло донцам сыздавна известное, ведь с соляных то вар­ниц и восстание на Дону началось. Недалеко некрасовцы основали два поселения — Дунаевец и Сирикиой. Сюда к ним стали посте­пенно приходить беглецы, украинские и ве­ликорусские старообрядцы, бежавшие от крепостного права, рекрутчины и религиозных притеснений и ограничений. Число ста­ло пополняться, тесновато становилось, поя­вились новые населенные пункты — Журиловка, Слава и др. Однако мирная жизнь некрасовцев нарушалась иногда набегами запо­рожцев, которые после уничтожения Запо­рожской Сечи на Днепре в 1775 году основали в местечке Сейменах, в Добрудже, близь устья Дуная, свой кош. Между запорожцами и некрасовцами не раз происходили столкно­вения. Впоследствии запорожцы в числе 1828 человек, во главе с кошевым Гладким, пере­шли под российский скипетр. Жизнь стала спокойнее.

Поселившиеся в Добрудже некрасовцы в большинстве своем принадлежали к так называемому «поповщинскому» согласию старообрядчест­ва. Они приняли главенство Белокриницкой епархии и их епископы проживали в Туль­че и в Славе. Потеряв Родину, некрасовцы добились, наконец, того, чего хотели — сво­бодного исповедания веры; то, что возбраня­ли христианские монархи, дозволил басурма­нин. Казаки снискали общее уважение среди местного населения окружных сел. Это были честные и богобоязненные люди, отличные работники. Рыболовство и добывание соли давали им возможность жить.

Но и в этих, казалось бы, укромных, удален­ных от больших городов, местах им не удалось остаться совершенно в стороне от европей­ских событий, которые косвенно и их подчас вовлекали в свой круговорот. Тяжелое цар­ствование Императора Николая I с его рек­рутчиной, крепостное право, постоянный почти приток переселенцев — все это не да­вало им возможности полностью отмежевать­ся и. забыть о том, что происходило на поки­нутой ими Родине. В то же время Польша представляла собой кипящий котел, кото­рый, в конце концов, снова лопнул, разразив­шись восстанием 1863 года, так называевым январским восстанием. И оттуда приходили вести и бу­доражили умы. Все это происходило в пятидесятых-шестидесятых годах прошлого сто­летия. Хорошо организованная и сплоченная казачья масса не могла не привлекать вни­мания самых различных политических те­чений и группировок. С одной стороны рабо­тали эмиссары русского правительства, ста­равшиеся залучить некрасовцев домой, обе­щая им прощение и «полное забвение вин старых», с другой — русские и польские ре­волюционные круги также не дремали, ста­раясь залучить их в свой лагерь.

В то время в Лондоне, а позднее в Женеве, издавался знаменитый «Колокол» — детище А. Герцена и Н. Огарева, боровшийся с про­изволом и злоупотреблениями правительственного чиновничества. Журнал был на­столько популярен, что, доставляемый конт­рабандным путем через русскую границу, он побывал на столах многих высокопоставлен­ных лиц и даже читался самым Императо­ром. Питался он главным образом корреспон­денцией из самой России, т. е. сообщениями, письмами в редакцию, жалобами с мест на произвол бюрократов и т. д.

В 1857 году к Герцену в Лондон приехал не­кто Василий Кельсиев. Взяв билет до Аляски, он якобы намеревался ехать в Русскую Аме­рику, чтобы работать в Российско-Амери­канской Компании, но по прибытии судна в Англию бежал. В прошлом семья Кельсиевых принадлежала к духовному званию — его дед был священником, но отец вышел из духовного звания и стал таможенным чинов­ником. Тем не менее «церковная» традиция была сильна в их семье, и именно на религи­озном поприще он и развил свою революци­онную деятельность. В этой области он был особенно силен. Стоит, пожалуй, обратить внимание и на то обстоятельство, что деятельность свою Василий Кельсиев начинал со службы в Российско-Американской Ком­пании; там был более свободолюбивый дух, а во времена декабристов именно в здании Компании происходили тайные совещания декабристов; наш знаменитый поэт Кондратий Рылеев, окончивший жизнь на эшафоте, был в те времена секретарем Компании. Ко­нечно, со времени декабристов протекли го­ды, но свободолюбивый дух сохранялся в среде тех,   кто мечтал о работе в далеких, очень дальних от чиновного Петербурга, кра­ях.

Итак, по прибытии в Англию, В. Кельсиев присоединился к Герцену и Огареву и начал работатъ над переводом на русский Библии с древнееврейских подлинников. Вскоре он эту работу оставил и заинтересовался старо­обрядчеством, стал издавать старообрядческие книга, а с июля 1862 года, при деятель­ном участии Николая Огарева, выпускать приложение к «Колоколу» под названием «Общее Вече». Эти добавочные листки были рассчитаны главным образом на читателя-ста­рообрядца.

Еще в 1861 году младший брат Василия Иван был замешан в каких то незначитель­ных студенческих проделках, носивших од­нако политическую окраску, и попал под подозрение полиции. В результате его выслали в Верхотурье. Но в это время как раз повели дело о переписке и перепечатании произве­дений Герцена; в течение следствия выясни­лось, что в это дело замешан в числе других и молодой Кельсиев. Его сейчас же вытребо­вали для производства следствия, но ему уда­лось бежать, и он также оказался заграницей. Так как своей специальностью братья Кельсиевы избрали мир старообрядчества и так как в северных пределах Турции тогда про­живало немалое число некрасовцев, братья перенесли поле своей деятельности в Тур­цию. Сделали ли они это по личному почину или же туда их направил Герцен — сказать трудно. Сам Герцен по этому поводу пишет следующее:

«В Тульче жили братья Кельсиевы, оба эмигранты и никогда ничего не жгли, кроме папирос (очевидно Герцен хочет сказать, что они непричастны к поджогам, в которых тогда в Москве обвиняли студенчество. Примечание мое - Н.В.). Один из них ушел в Турцию по студенческому делу от гонений, за которое уже был сослан в Пермь. Другой — изучал раскол и некрасовцев, и оба они учили рус­ской грамоте бедных казацких детей. К ним присоединились двое других русских эмиг­рантов...» («Колокол» № 240 от 1 мая 1867 года).

Как бы то ни было, летом 1863 года оба брата появились в Добрудже, и не одни, а в сопровождении Сеидпаши (поляка Чайков­ского), стоявшего в прямой связи с князем Чарторийским. Цели у приехавших были не сов­сем одинаковы. В интересах Чайковского бы­ло уговорить некрасовцев поставить как мо­жно большее число бойцов для участия в польском восстании, а Кельсиевы главным образом думали об организации и устройстве типографии, в которой можно было бы печа­тать старообрядческие церковные книги и пе­реправлять их через русскую границу на Дон, Терек и Урал. Их целью было поста­раться поднять возмущение среди казаков во имя старой веры, и вот в этом отношении не­красовцы могли бы оказаться для них полез­ными. Само собой разумеется, они не только не препятствовали Чайковскому в его агита­ции, но и сами уговаривали некрасовцев при­мкнуть к движению, но, повторяю, это не бы­ло их главным намерением.

Однако, реакция некрасовцев, вернее боль­шей части некрасовцев, оказалась совсем не той, какой они ожидали. По приезде братья обратились прежде всего к архиепископу Ар­кадию, проживавшему в Славе, близь Тульчи. Они постарались уговорить его помочь им в устройстве типографии, рассказали, что уже выслали от себя эмиссаров на Дон, Те­рек и Урал для поднятия возмущения, пока­зали ему в самом выгодном свете, какую роль могут сыграть некрасовцы в деле освобож­дения казачьих краев.

Однако, архиепископ Аркадий не внял их советам. Он самым решительным образом от­казался им содействовать, а их дальнейшие попытки склонить на свою сторону отдель­ные общины станицы некрасовцев встретили открытый отпор — из некоторых станиц их просто выгнали силой. По крайней мере так об этом сообщали «Московские Ведомости» в № 183, от 1865 года. Очень возможно, что им не следовало являться вместе с Чайковским, что именно это расхолодило архиепископа и вызвало неприязнь среди казаков. Некрасов­цы прекрасно разбирались в происходившем и возможно, что и сочувствовали повстанцам, но не настолько, чтобы выступать против России в этом деле. Как бы то ни было, в этом вопросе они потерпели фиаско, но будет спра­ведливым заметить, что, тем не менее, от­дельные некрасовцы приосединились к ним и сотрудничали в их деле. Сколько их было — неизвестно в точности; Герцен сам пишет, что «община их была маленькой». Итак, сто­ронники, хотя и малочисленные, у них были, кто и сколько раз переходил через границу — неизвестно, но нет никаких данных не ве­рить их утверждениям. О том, что у них сре­ди некрасовцев все же были сторонники — упоминает «Виленский Вестник» того перио­да.

После неудачи с архиепископом Аркадием Кельсиевы отправились обратно в Тульчу и основали все же там свою типографию. В то же время они постарались привлечь на свою сторона главу церкви, старообрядческого ми­трополита Кирилла Белокриницкого, но и здесь их постигла неудача: в своем послании от 1864 года в Яссах митрополит Кирилл на­ложил запрещение на всякое общение своих единоверцев с братьями Кельсиевыми и во­обще со всеми, кто им способствует в работе. Мы уже упоминали о том, что братьям все же удалось сколотить небольшую группу едино­мышленников, очевидно принадлежавших к другим старообрядческим толкам. Необхо­димо добавить, что их влияние выразилось и в том, что они обучали русской грамоте детей некоторых некрасовцев. Свидетельством то­му, что они пользовались известным влияни­ем в этой среде, служит то, что еще задолго до посещения архиепископа и митрополита, еще в 1861 году появилось в прибавлении к «Колоколу» открытое письмо одного казака-некрасовца.

(Орган общеказачьей мысли журнал «Родимый край» № 67. Ноябрь-декабрь 1966  года. Издатель: Донское Войсковое Объединение. 230, Av.dela Division-Leclerc, 95-Montmorency, France. Страницы 11-13).

Купите сейчас, http://www.vip-doski.ru.

Версия для печати

Поиск по сайту

СОБЫТИЯ

23 декабря 2009г.
Интервью войскового атамана Центрального казачьего войска В.И.Налимова телеканалу "Доверие"

3 декабря 2009г.
Выступление директора Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова Михаила Даниловича Шпинькова на коллегии

31 октября 2009г.
Совет атаманов ЦКВ

10 октября 2009г.
Совет атаманов Московского отдельского казачьего общества

28 сентября 2009г.
Казачий Праздник на реке Листань

28 июня 2009г.
Выступление В.И. Налимова на Совете при Президенте РФ по делам казачества 25 июня 2009г.

4 июня 2009г.
Главная особенность 14 Большого круга "Центрального казачьего войска"

17 апреля 2009г.
Праздник Пасхи. Светлое Воскресенье Христово

17 апреля 2009г.
Воскреcение Господа Иисуса Христа.

6 апреля 2009г.
Утвержден Устав Тульского отдельского общества ВКО "ЦКВ"

30 марта 2009г.
Завершился 6-ой Сбор казачьих кадетских корпусов

17 марта 2009г.
Обращение атамана Тульского отдельского казачьего общества ВКО "ЦКВ" Валерия Хрусталева

8 февраля 2009г.
Преобразования на сайте

25 января 2009г.
Образован Совет по делам казачества при Президенте РФ.

25 января 2009г.
Десница Иоанна Крестителя снова будет принесена в Россию?


РЕКЛАМА

Слайд-шоу
Московское ОКО ВКО "ЦКВ"
Rambler's Top100 - студия «Неон»
На основе Неосфера
Купите сейчас, http://www.vip-doski.ru.
Главная страница Контактная информация