На главную страницу портала ЦКВ
На главную страницу портала ЦКВ
Центральное казачье войско
На главную страницу портала ЦКВ
За Веру, Соборность, Отечество!
Цели ЦКВ
Информационно-методический Центр
Новости
Идеология казачества
История
Вестник ЦКВ
Структура ЦКВ
Документы
Полезная информация
Публикации в СМИ
Фотогалерея
Казачата
Форум
Атрибутика
История казачества
ПРАОТЦЫ ЧЕРНОМОРЦЕВ
ПАМЯТИ ОТЦА И ДЕДУШКИ
ПЛАТ ПОКРОВА
Из церковной старины на Дону
О казаках Некрасовцах
Казачьи праздники
Царский казак - телохранитель Тимофей Ящик
О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЗАПОРОЖСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Как мы жили на Дону
КАРТА РАССЕЛЕНИЯ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК
НА СМЕРТЬ АТАМАНА
ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ...
КАЗАЧЕСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ
ОПЫТ ОБОСНОВАНИЯ КАЗАЧЬЕЙ ИДЕИ
КАЗАКИ И СИБИРЬ
ДОНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО И РОССИЯ
АЗОВЦЫ
МОРАЛЬНО-ДУХОВНЫЕ СИЛЫ КАЗАЧЕСТВА
О КАЗАКАХ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ КАЗАЧЕСТВА
Историография вопроса о происхождении казачества
Древняя история казачества
Краткая историческая справка о зарождении казачества в центральной России
Возникновение казачества
Казачество: терминология и типология
Духовник Императрицы Марии Фёдоровны
65 лет Победы под Москвой
Разумейте, языцы, и покоряйтесь, как с нами Бог! (Азовское осадное сидение)
Мультимедиа
Итоговая справка по проведению пасхальной ярмарки народного творчества «Казачье подворье»
Войсковой Атаман
Папа, мама, я – казачья семья
Казачья слава и честь
Сынок, послушай старика
Военный раздел
Вести региональных обществ ЦКВ
Экономический блок
Кошевая служба
Торговый дом "Казачий стан"
Контактная информация
Наши информационные партнеры
Карта сайта
Нагайка
Главная / История казачества / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ КАЗАЧЕСТВА

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ КАЗАЧЕСТВА

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ КАЗАЧЕСТВА

Исторический путь казачества не является обособленным от всего окружавшего мира всех веков и эпох, начиная с появления име­ни казака на исторической сцене и кончая нашей современностью. И как менялись со­бытия этих веков и эпох, так менялись и ис­торические эпохи казачества. Силой и ходом этих событий и исторических перемен, казачество на своем жизненном пути, конечно, отражало и отвечало непредотвратимым тре­бованиям в веках своего существования.

В древние века этого своего существования казаки были теми «богатырями» былинного народного эпоса, которые охраняли свои сте­пные просторы, а с ними и Русь, от басурман­ского «идолища поганого» и находились в постоянной борьбе с кочевниками южных степей. И недаром в русских народных были­нах Илья Муромец именуется «старым матерым казаком» (из 201 былины в 132-х из них) и даже богатырь Добрыня Никитич часто называется «дончаком». В некоторых же былинах Илья Муромец прямо называется «донским казаком».

Если бы даже это наименование Ильи Муромца казаком и не отвечало исторической достоверности, то, во всяком случае, оно го­ворило о сознании русского народа спасительной роли казачества той древней эпохи. А эта спасительная роль, конечно, в большой мере обеспечила формирование Московского царства и его конечное закрепление на своих исторических позициях.

Но, роль казачества, как охранителя юж­ных степей Руси от набегов диких орд кочевников, не ограничивалось только сторожевой службой: казаки были и защитниками веры православной, воюя за веру своих отцов и русских братьев еще в битве на Калке, на Куликовом поле, как и в последующие века борьбы с Речью Посполитой и Турцией. Мо­гущество этих противников казачьего право­славия было тогда в значительной степени ослаблено казачьей силой, а в борьбе с Польшей эпохи Смутного Времени этот казачий отпор «ляхам» кончился избранием московского царя, предопределенным воинской силой атамана Межакова.

С этого времени началась новая эпоха истории русского народа, а с ней через полвека и новая эпоха казачества: казаки, как дон­ские, так и запорожские, вошли в состав Московского государства. За ним последовали Яицкое, Терское и остальные казачьи Войска.

Это вхождение казачества в Московское госу­дарство, однако, не исключало его бытового уклада и самоуправления и своей вольнос­тью привлекало к себе не только симпатии закрепощенных масс русского крестьянства, но и пополняло свои ряды русскими людьми, не хотевшими быть «рваной ноздрей» крепостнического быта Руси, чем и воспользовался Степан Разин в своих призывах к освобож­дению от крепостнической зависимости. И только в 1723 году с упразднением Петром Вели­ким казачьей вольности, настает для казачества эпоха перехода его на положение воен­ного сословия, переведенного из Посольско­го Приказа с «зимовыми станицами» в «Военную Коллегию», но с сохранением формы ка­зачьей, оружия и станичного самоуправле­ния. В 1835 году официально было установлено «Военное сословие» казаков, переименованное в 1875 году в «Казачье сословие».

С наступлением этой эпохи служения Рос­сийской Империи казачество не мыслило се­бя не только противником общеимперской идеи Русского государства, но и в зародыше не имело сепаратистских тенденций совре­менного толка. Если и была мечта о восстановлении выборного начала атаманской вла­сти, то она никаким образом не выявлялась в каких то «политических требованиях» рево­люционного порядка и брожения. И казаки всех Войск приняли участие в строительстве Империи, как на бранных полях, так и в го­сударственной жизни общей Родины. Исклю­чением были «некрасовцы», но они ушли в Турцию еще в 1709 году. Да и образование Казачьих Войск — Астраханского (1776 год), Забайкальского (1858 год), Амурского (1858 год), Уссурийского (1883 год), Семиреченского (1867 год) и Оренбургского (1736 год) — говорит о полном слиянии жизни казачества с исторической жизнью Российской империи, рубежи которой охраняли эти Войска.

Подвиги казаков в военной истории России известны каждому казаку, как известно и каждому русскому человеку блистательное участие казаков атамана Платова в окончательном разгроме наполеоновских полчищ. А когда император Павел I объявил Донскому Войску о походе на Индию, все ка­зачьи полки послушно двинулись в зимнюю стужу на восток. И во всех остальных войнах России казачьи Войска, как известно, покрыли славой не только свое оружие, но и оружие всей русской армии.

Что касается участия казачества в госу­дарственной жизни России ее имперской эпо­хи, то здесь страницы русской истории носят славные имена казаков во всех областях культурной жизни страны, начиная со штур­мана Челюскина (1776 год) и кончая участием казаков в художестве, литературе, государ­ственной деятельности, театре и во всех научных категориях.

Это участие казачества в строительстве Империи, ее величия, славы и могущества бы­ло оценено с одной стороны по достоинству всеми императорами, а с другой стороны вызвало вражду назревавших революционных кругов русского общества, наделившего каза­ков кличкой «нагаечников» и «царских оп­ричников». Подавление революционных вспышек казаками вызвало уже не вражду, а просто ненависть к казакам революцион­ной демократии. Верное присяге, казачество, в своей психологии вековой зашиты православия, видело в назревавшем атеизме рево­люционной интеллигенции борьбу с правос­лавным царством, олицетворявшемся в русском царе, и, не вдаваясь в оценку политичес­ких программ будущих революций (привед­ших к гибели и России и казачества), стояло на стороне Империи, как хранительницы православия, за которое казаки клали свои головы, начиная с Куликова поля, поднеся чудотворную икону Божьей Матери Донской великому князю Димитрию Донскому.

Вековой инстинкт и государственный ра­зум казачества привели его в 1917 году к той же борьбе за веру и быт казачий, которую каза­ки вели во все века своего исторического бытия.

Наконец наступил период той историчес­кой эпохи, который начался с гражданской войны. В психике казака укоренено сознание не уступать ни пяди той земли, на которой он родился, жил и трудился веками. Море крови пролили казаки за свой родимый край, превратив голые степи и пустыри прошлых веков в цветущие края. И борьба с большевизмом была продолжением боевой казачьей традиции охраны рубежей сначала Руси, а потом и России. И казаки знали, что земли казачьи были закреплены за ними русскими царями и императорами. С гибелью Российс­кой Империи погибало и самобытное казаче­ство.

Наступила новая эпоха ухода с Дона и пре­бывание в разных краях на чужбине. Но эта эпоха на чужбине принесла и новые понятия о той военной силе, которой гордилось казаче­ство во все века своего существования, — по­нятие воинской конницы исчезло в составе вооруженных сил всех великих держав. Ка­валерийские полки стали теперь моторизо­ванными частями современных армий. Кон­ница отошла в историческую вечность. Казак был конным воином. Теперь понятие конно­го воина не существует. И как будто на этом кончается историческое воинское бытие ка­зачества.

Но кроме воинского бытия у казаков было и осталось сознание незыблемости своего казачьего быта, уклада жизни, наполненного истинной, а не ложной демократичности, выкованной в вековом казачьем братстве, при котором казак — казаку всегда брат, какого бы он общественного или социального поло­жения ни был. Ведь казачество являлось феноменом русской истории, не зная рабства крепостной зависимости, не зная 300-летнего татарского ига, заковавшего психику осталь­ного русского народа во мгле тяжкого данни­ческого существования.

И теперь, в эту чужбинную эпоху своего существования, единственной целью казачества является сохранение своего свободолюбивого духа, своих казачьих традиций и своего его имени казака, уничтоженного в его родимом крае ненавистниками Казачества в лице советской власти.

Профессор П. Маргушин. США.

(Орган общеказачьей мысли журнал «Родимый край» № 64. Май-июнь 1966 года. Издатель: Донское Войсковое Объединение. 230, Av.dela Division-Leclerc, 95-Montmorency, France. Страницы 1-2).


Версия для печати

Поиск по сайту

СОБЫТИЯ

23 декабря 2009г.
Интервью войскового атамана Центрального казачьего войска В.И.Налимова телеканалу "Доверие"

3 декабря 2009г.
Выступление директора Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова Михаила Даниловича Шпинькова на коллегии

31 октября 2009г.
Совет атаманов ЦКВ

10 октября 2009г.
Совет атаманов Московского отдельского казачьего общества

28 сентября 2009г.
Казачий Праздник на реке Листань

28 июня 2009г.
Выступление В.И. Налимова на Совете при Президенте РФ по делам казачества 25 июня 2009г.

4 июня 2009г.
Главная особенность 14 Большого круга "Центрального казачьего войска"

17 апреля 2009г.
Праздник Пасхи. Светлое Воскресенье Христово

17 апреля 2009г.
Воскреcение Господа Иисуса Христа.

6 апреля 2009г.
Утвержден Устав Тульского отдельского общества ВКО "ЦКВ"

30 марта 2009г.
Завершился 6-ой Сбор казачьих кадетских корпусов

17 марта 2009г.
Обращение атамана Тульского отдельского казачьего общества ВКО "ЦКВ" Валерия Хрусталева

8 февраля 2009г.
Преобразования на сайте

25 января 2009г.
Образован Совет по делам казачества при Президенте РФ.

25 января 2009г.
Десница Иоанна Крестителя снова будет принесена в Россию?


РЕКЛАМА

Слайд-шоу
Московское ОКО ВКО "ЦКВ"
Rambler's Top100 - студия «Неон»
На основе Неосфера
Главная страница Контактная информация