На главную страницу портала ЦКВ
На главную страницу портала ЦКВ
Центральное казачье войско
На главную страницу портала ЦКВ
За Веру, Соборность, Отечество!
Цели ЦКВ
Информационно-методический Центр
Новости
Идеология казачества
История
Вестник ЦКВ
Структура ЦКВ
Документы
Полезная информация
Казаки и православие
Работа с казачьей шашкой
Традиции
Казачьи заповеди
Ссылки
Публикации в СМИ
Фотогалерея
Казачата
Форум
Атрибутика
История казачества
Мультимедиа
Итоговая справка по проведению пасхальной ярмарки народного творчества «Казачье подворье»
Войсковой Атаман
Папа, мама, я – казачья семья
Казачья слава и честь
Сынок, послушай старика
Военный раздел
Вести региональных обществ ЦКВ
Экономический блок
Кошевая служба
Торговый дом "Казачий стан"
Контактная информация
Наши информационные партнеры
Карта сайта
Нагайка

Итак, семья казака !

 

     В качестве эпилога могу однозначно утверждать: в нынешних  условиях  ни в реальной жизни, ни в лабораториях, ни в пиар-проекте настоящую семью казака никому создать не удастся. Почему?  Много на это причин, а главные  из них две.

      Первая. Впитать с молоком матери казачье отношение к земле, где он вырос и будет жит. (применительно в современных  условиях – это казачье отношение к малой родине или среде обитания) практически исключено. 

       Вторая. Впитать с молоком матери понимание, что казак – сын Отечества, которое он призван  защищать от рождения и до тризны, исчезло напрочь из общественного сознания. А ведь только при наличии такой органичной и гармоничной связи первого условия со вторым, казак мог создать настоящую казачью семью, как третье условие, которое позволит подвести черту под его биографию: казак состоялся как казак.

       Таким образом, мы сознательно  опускаем, что в себя включает понятие казачье отношение к земле, на которой он рожден и будет жить, а также становление казака как  защита Отечества или служению Отечеству (синонимы), в короткой заметке объять необъятное невозможно. Поэтому берём быка за рога.

       Сознательно сокращаю до предела детство и отрочество казака. Однако замечу, что на сороковой день от рождения сына, отец-казак берёт его (сына) на руки, символически  вешая на него шашку и возвращая матери говорит: «Принимай и воспитывай, мать казака.» Когда же сыну исполняется пять лет, отец-казак сажает сына на коня и везет его в храм….

          А вот когда сыну исполняется 15 лет, отец  представляет сына станичному атаману и казакам станицы, где по- настоящему и отцу , и сыну устраивалось испытание: отцу – как он воспитал сына к казачьей службе, а сыну – готов ли он достойно, с храбростью и  удалью, выполнять казачьи обязанности.

           Читатель возможно подумает: имеет ли это отношение к образованию новой семьи,  уже сыном казака?

        Да имеет и самое непосредственное . С рождением сына -  казака, родители не спонтанно, а с далеким прицелом подбирают своему сыну крёстного отца и крёстную мать. Имеют в виду при  этом, что крёстный и крёстная имеет подходящий общественный авторитет, социальный статус,

Относятся  к казачьему роду, имеет  девочек-сверстниц сыну и пр. Разумеется,  этот выбор не является определяющим для будущего в жизни сына. Однако связанные крёстными узами семьи общаются друг с другом, дети совместно растут и развиваются, привыкают друг к другу, развивают общие интересы….и зачастую, но вовсе не обязательно, вместе с казаком подрастала и его невеста. Оставим в стороне пока эти предварительные

           О семейной жизни казака, юноши приступают к активной подготовке к действительной казачьей службе: муштровка на плацу, покупка строевого коня, обмундирования, лагерные сборы и т.д. В зависимости от обстановки (внутренней и внешней), перед призывом на казённую службу актуальным

Становится  вопрос выбора невесты и женитьбы молодого казака. Общеизвестно (по произведениям М.А. Шолохова , кинофильмам…..), что казаки и казачки до вступления в брачные узы уже приобретали необходимые практические навыки по самостоятельному обустройству   казачьего быта и ведению обширного казачьего хозяйства и т.д. (помните первые два условия становления казака, мы их не касаемся, хотя возможно в будущем мог  на них  остановится . В принципе же казак должен уметь и дуги гнуть и часы починить).

       Следует иметь в виду, что по старым  казачьим традициям, приоритет выбора невесты для сына, хотя и с оговорками, всегда принадлежал отцу. Безусловно, заранее знал кто она и в течение длительного времени (год, два и более) приглядывался к ней, как и впрочем и она к нему. Замечу, что никаких ухаживаний , проявлений знаков внимания со стороны потенциального жениха, равно как и со стороны невесты не допускалось. (Злые языки испортят всё дело). Родители как жениха , так и невесты загодя, через самых верных друзей ведут всесторонний зондаж сторон и будут действовать только наверняка  дабы избежать обоюдного конфуза, в противном случае  репутация молодых будет непременно омрачена позором.

       Когда все сомнения и препятствия устранены , стороны устраивают негласные, как правило, смотрины жениха и невесты. Здесь разыгрывается тонкий сценарий, который в  случае органического не восприятия молодыми друг друга или одного из них, не мог бы  кого-либо скомпрометировать. Конечно могли быть исключения (жених или невеста наотрез отказывается  в согласии связать свои судьбы, другие технические, родственные причины….)

     При благополучном исходе смотрин, родители жениха заставляют сватов, где обуславливаются все детали свадьбы: где, когда, какое приданое (в деталях), где будут и сколько гулять, где венчание, список гостей, проведение девичника и прощание жениха с друзьями, где будут жить новобрачные и другие  практические вопросы создания новой казачьей семьи.

      С особой тщательностью продумывались детали вывоза невесты из станицы (хутора), где она живёт к месту жительства жениха(задаривание стариков, молодых казаков,  преодоление «кардонов» и т.п. Все это на полном серьёзе иначе свадьба  может вообще не состояться, если будут против атаманы и казаки станицы (хутора) со стороны невесты.

       Я опуская процедуру венчания и свадьбы, так как в принципе, кроме  масштабы, убранств, различных игр, свойственные быту и нравы казаков, практически не отличаются от подобных       принятых у русского православного народа. И  все же подчеркну  совершенно ортодоксальные правила, и ритуалы свидетельств первой брачной ночи. Если факт целомудрия невесты не подтвержден, свадьба (брак) может распасться или жена  несёт пятна позора в течении всей жизни. Как правило, такие браки распадаются. К счастью таки случаи случались крайне редко, и молодая семья сразу начинает обустраивать свое собственное гнездо (курень) или соглашается  жить с одними   из родителей, чаще всего у родителей  жениха, крайне редко – у невесты.

      Интересны сами по себе отношения молодых. Повсеместно  у казаков не принято, чтобы муж и жена  публично  демонстрировали пылкие чувства друг к другу. Более того, фактически они  стеснялись всею свою жизнь, например купаться обнаженными в реке. Они были стеснительны и вежливы на людях, особенно в присутствии старших. Однако неудержимы в песнях и плясках на гуляньях, в кругу своих друзей, демонстрируя тем самым  мир да любовь в своих взаимоотношениях. Надо признать, что ни та ни другая сторона не могут не только терпеть, но и прощать чего-либо навязчивого ухаживания, считай скандала не миновать.

       Но это привходящие факторы, самое главное казаки в подавляющем своём большинстве создают только одну семью, жестоко страдая если она несчастлива и терпеть не могут безотцовщины. Они будут  терпеливо нести свой  тяжкий  крест, если невзлюбил свою жену, но никогда не оставляет детей.

        Семьи же казаков, как всегда, очень многодетны до 10 и более детей и в этом был свой практический резон: на сыновей выделялся земельный  пай или во время войны казачий род нёс потери, которые восполнялись  подрастающими казаками.

       Кроме того, многочисленные казачьи семьи одного рода были дружны, а следовательно и более богаты.

   Я очень схематично и весьма в общих чертах затронул серьёзный подход к традициям казаков к созданию своих семей, которые  фактически  канули в Лету. И теперь мы имеем то что, мы имеем, ходим по замкнутому кругу маскультуры – макулатуры, которую олицетворяют  верки-сердючки, голубые и розовые….. тошнит.

     Но есть надежда! Казаки по богословению Господа Бога, возродятся во всех краях и весях нашего многострадального Отечества.

      Уверен в месте с этим мы вернём  традиции казаков и их многовековой крепкий семейный уклад.

 

 

 Да поможет нам Бог!

 

Атаман Можайской казачьей

Станицы им атамана

М.И. Платова

Генерал-майор в отставке                     Г.Я. Федосов


Версия для печати

Поиск по сайту

Итак, семья казака !

Присяга казака центрального казачьего войска

СОБЫТИЯ

23 декабря 2009г.
Интервью войскового атамана Центрального казачьего войска В.И.Налимова телеканалу "Доверие"

3 декабря 2009г.
Выступление директора Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова Михаила Даниловича Шпинькова на коллегии

31 октября 2009г.
Совет атаманов ЦКВ

10 октября 2009г.
Совет атаманов Московского отдельского казачьего общества

28 сентября 2009г.
Казачий Праздник на реке Листань

28 июня 2009г.
Выступление В.И. Налимова на Совете при Президенте РФ по делам казачества 25 июня 2009г.

4 июня 2009г.
Главная особенность 14 Большого круга "Центрального казачьего войска"

17 апреля 2009г.
Праздник Пасхи. Светлое Воскресенье Христово

17 апреля 2009г.
Воскреcение Господа Иисуса Христа.

6 апреля 2009г.
Утвержден Устав Тульского отдельского общества ВКО "ЦКВ"

30 марта 2009г.
Завершился 6-ой Сбор казачьих кадетских корпусов

17 марта 2009г.
Обращение атамана Тульского отдельского казачьего общества ВКО "ЦКВ" Валерия Хрусталева

8 февраля 2009г.
Преобразования на сайте

25 января 2009г.
Образован Совет по делам казачества при Президенте РФ.

25 января 2009г.
Десница Иоанна Крестителя снова будет принесена в Россию?


РЕКЛАМА

Слайд-шоу
Московское ОКО ВКО "ЦКВ"
Rambler's Top100 - студия «Неон»
На основе Неосфера
Главная страница Контактная информация