На главную страницу портала ЦКВ
На главную страницу портала ЦКВ
Центральное казачье войско
На главную страницу портала ЦКВ
За Веру, Соборность, Отечество!
Цели ЦКВ
Информационно-методический Центр
Новости
Идеология казачества
Права и обязанности казака
Казачий круг
Казак и оружие
Казак обязан
Казачьи символы и знаки
Казачьи чины и звания
Как нам собраться воедино
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ организации учебно-воспитательного процесса в Московском, казачьем кадетском корпусе иле. М.А. Шолохова
История
Вестник ЦКВ
Структура ЦКВ
Документы
Полезная информация
Публикации в СМИ
Фотогалерея
Казачата
Форум
Атрибутика
История казачества
Мультимедиа
Итоговая справка по проведению пасхальной ярмарки народного творчества «Казачье подворье»
Войсковой Атаман
Папа, мама, я – казачья семья
Казачья слава и честь
Сынок, послушай старика
Военный раздел
Вести региональных обществ ЦКВ
Экономический блок
Кошевая служба
Торговый дом "Казачий стан"
Контактная информация
Наши информационные партнеры
Карта сайта
Нагайка

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ организации учебно-воспитательного процесса в Московском, казачьем кадетском корпусе иле. М.А. Шолохова

    Кадетские корпуса - одно из самых значительных явлений в истории учебных заведений российского государства, в том числе и в современной России.

    В царской России они являлись первоначальной ступенью к подготовке офицеров и гражданских служащих. Значение накопленного в кадетских корпусах опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, поскольку эти учебные заведения давали своим воспитанникам не только специальное военное, но и широкое гражданское воспитание.

    Слово «кадет» в переводе с французского - младший, несовершеннолетний. Оно происходит от уменьшительного «кадет», что буквально значит маленький капитан или маленький глава. Французские кадеты, собранные в специальные школы, в которые набирались дети дворян, и стали провозвестниками будущих кадетских корпусов в Пруссии и России.

    Российские кадетские корпуса ведут свою историю с 1731 года, с момента учреждения императрицей Анной Иоанновной корпуса кадетов шляхетских детей и до закрытия этих образовательных учреждений Советской властью осенью 1922 года. Многие аспекты построения учебно-воспитательного процесса и уклада жизни в царских кадетских корпусах  потом были взяты при создании Суворовских и Нахимовских военных училищ.

    В современной России официально кадетские школы и корпуса начали активно создаваться после Распоряжения Президента РФ от 9 апреля 1997 года № 118-рп «О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ (школ-интернатов)», имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

    1 сентября 2002 года был открыт Московский казачий кадетский корпус. У истоков его создания стоял потомственный казачий полковник Префект Юго-Восточного административного округа города Москвы Зотов Владимир Борисович и Верховный атаман «Союза Казаков России » Мартынов Александр Гаврилович. При поддержке Правительства Москвы, Департамента образования города Москвы и окружного Юго-Восточного управления образования за 4 года это специализированное образовательное учреждение стало одним из лучших в Москве и в России.

    5 марта 2004 года Распоряжением Правительства города Москвы № 374-рп кадетскому корпусу присвоено почетное наименование имени М.А. Шолохова - нобелевского лауреата и великого писателя.

    Наряду со школьными дисциплинами в Московском казачьем кадетском корпусе им. М.А. Шолохова изучаются история казачества, история религий, этика, эстетика, риторика. Особое внимание уделяется спорту, в том числе таким видам, как плавание, конно-спортивный, силовые единоборства: рукопашный бой, самбо, бокс, кик-боксинг и др. Занятия по огневой, строевой, командирской подготовке, а так же в хоре казачьей и военной песни, ансамбле песни и пляски, в духовом оркестре, оркестре народных инструментов, бальным танцам, в кружках кино-фото, компьютерной графики, изостудии, в интеллект - центре, музее, в спортивных секциях по волейболу, футболу, хоккею, баскетболу и др. ребята активно посещают по расписанию дополнительного образования, которые органично встроено в основное базовое обучение и активно дополняет его.

    Система учебно-воспитательного процесса в кадетском корпусе выстраивается так, что кадет, приходя из обычной школы в 5 класс, уже через 1-2 месяца становится совершенно другим ребенком. Он отличается от своих школьных сверстников подтянутостью, собранностью, общей организованностью и дисциплиной. За 7 лет обучения в кадетском корпусе ребята получают хорошее образование, дающее возможность им поступить в высшие военные и гражданские учебные заведения по их выбору, в чем способствует предпрофильная и профильная подготовка в кадетском корпусе.

    Для осуществления основной уставной цели - подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на военном и гражданском поприще в Московском казачьем кадетском корпусе им. М.А. Шолохова имеется современная учебно-материальная база, создан творческий целеустремленный педагогический коллектив, среди которых кандидаты наук, заслуженные учителя, учителя с высшей категорий, отличники народного  образования,  опытные  офицеры-воспитатели, психологи, высокопрофессиональные музыкальные и библиотечные работники. Для всех участников учебно-воспитательного процесса в кадетском корпусе отработана система непрерывного повышения своего профессионального роста. На договорных началах ведется активное сотрудничество с военными и гражданскими педагогическими вузами и центрами, активно используется внутренняя база.

    Учебный процесс,  строится в тесной взаимосвязи с воспитанием у каждого кадета чувства любви к своей Родине - России, привитию общей культуры, расширением кругозора и интеллекта. Этому подчинен каждый урок и каждое занятие, как в базовой учебе, так и в системе дополнительного образования.

    Заходит учитель в класс. Подается команда: «Встать! Смирно!».

Младший командир взвода (класса) четким по-военному голосом докладывает учителю о готовности кадет к уроку. Уже этот маленький элемент распорядка носит воспитательное значение. Кадеты подтягиваются, настраиваются на серьезную работу во время урока. При этом опытный учитель всегда умеет любую тему урока по любому предмету связать с военной тематикой, с патриотической, с культурной. Это помогает лучше усваивать материал и добавляет зерна в великий и постоянный процесс - воспитание.

    Яркий воспитательный заряд несут в себе утверждающиеся традиции в кадетском корпусе. На всю жизнь запоминается кадетам и их родителям День принятия торжественной клятвы поступившими в кадетский корпус. Этот день объявляется праздничным, особым днем в жизни кадет. Весь личный состав выезжает в Музей Великой Отечественной войны на Поклонной Горе. В Зале Скорби возлагаются живые цветы к монументу, в Зале Славы по особому ритуалу пятиклассники перед лицом своих товарищей, родителей, а так же высоких почетных гостей из администрации Президента РФ, Правительства Москвы, духовенства. Департамента образования, летчиков-космонавтов, видных и заслуженных людей, представителей казачьих обществ страны, ветеранов войны и Вооруженных Сил России принимают клятву кадета с последующим осмотром музея, прохождением торжественным маршем, праздничным обедом, концертом и спортивными соревнованиями. И как кульминация - посадка голубой ели на территории кадетского корпуса от кадет, только что принявших клятву.

    Особое место в воспитании кадет отводится проведению уроков мужества в ходе которых перед ребятами выступают ветераны Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил, заслуженные и любимые в народе артисты, писатели, художники, олимпийские чемпионы.

    На долго останутся в памяти у кадет встречи с боевым генералом - Героем России, советником президента РФ Трошевым Геннадием Николаевичем, председателем Попечительского   Совета   кадетского   корпуса   Префектом   Юго-Восточного административного округа города Москвы Зотовым Владимиром Борисовичем, летчиками-космонавтами Ляховым В.А., Шариповым С.Ш. и другими.

    Незабываемая встреча кадет состоялась с Мэром города Москвы Юрием Михайловичем Лужковым, руководителем Департамента образования города Москвы Кезиной Любовью Петровной, Депутатами Государственной Думы РФ Паниной Е.В., Драгановым В.Е., Председателем Государственной Думы РФ Грызловым Б.В., народными артистами Н.С. Михалковым, К. Зельдиным, многими писателями и поэтами.

    Кадетский корпус занимает активные позиции в спортивной, научной и художественной жизни не только города Москвы, Юго-Восточного административного округа, но и России. Третий год подряд занимает первые и призовые места в спартакиадах среди кадетских учреждений, в предметных олимпиадах, в проводимых смотрах-конкурсах и фестивалях детского и юношеского творчества. Проводит большую патриотическую работу в школах района «Кузьминки». Кадеты бывают частыми гостями и участниками многих проводимых городских, районных и окружных мероприятий разной направленности.

    За умелую организацию и высокие результаты в военно-патриотическом воспитании кадет Московский казачий кадетский корпус им. М.А. Шолохова награжден грамотами фонда Героев СССР и России и Центра военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования города Москвы. Особенно эта работа ярко проявляется во всех элементах учебы, быта и жизни кадет, в ходе подготовки и празднования 65-ой годовщины разгрома немецко-фашистских захватчиков под Москвой, Дней Защитника Отечества. Великой Победы, 100-летия со дня рождения великого писателя - М.А. Шолохова.

    Каждый кадет принимал активное участие в смотрах - конкурсах, писал сочинения, рассказы, рисовал рисунки, сочинял стихи на патриотические темы.

    Сплоченным единым строем прошли лучшие кадеты - казаки по Красной Площади столицы в честь исторического Парада 1941 года, заняв первое место среди всех кадетских корпусов. И, как поощрение, участникам Парада была организована пятидневная поездка по местам героических боев в Великую Отечественную войну в город Орел, что дало высокий эффект военно-патриотического воспитания кадет.

    Важное значение в учебно-воспитательной практике в кадетском корпусе придается аспектам расширения кругозора и исторической памяти о героических станицах России, воинов - казаков, защищавших рубежи и интересы нашей страны, в том числе выполняя интернациональный долг.

    Так, например, группа лучших кадет в качестве поощрения за отличную учебу, высокие результаты в спорте и общественной жизни кадетского корпуса в 2005 году посетила места боевой славы во время суворовского похода через швейцарские Альпы. Кадеты возложили живые цветы к обелиску воинам - казакам, погибшим 200 лет назад в Швейцарии под Цюрихом, посетили музей генералиссимуса Суворова на Сант-Готардском перевале у «Чертова Моста» в швейцарских Альпах. Склонив головы и отдав дань великого уважения павшим в боях  суворовским «Чудо богатырям», среди которых было три казачьих полка.

    Группы лучших кадет посетили в 2004 и в 2005 годах Музей истории казачества России в Париже, встретились с Послом России во Франции Авдеевым А.А.. были приняты Президентом объединения русских кадет за рубежом г-м Шмемманом С.Д. в Париже.

    Московский казачий кадетский корпус им. М.А. Шолохова посетила делегация фран    цузских школьников, а так же их собратья - кадеты из далекой Индии, что так же вносит вклад в патриотическое воспитание ребят.

    Психология ребенка, как правило, такова,  что он в любом возрасте живо реагирует на поощрение, поддержку, внимание со стороны сверстников и старших. Учитывая это, в казачьем кадетском корпусе разработана и внедрена в практику учебно-воспитательной работы система поощрительных мер как стимул к хорошей учебе, к высоким показателям в спорте, участию в художественной самодеятельности и т.п. Впервые в Росси в Московском казачьем кадетском корпусе им. М.А. Шолохова Попечительским Советом учреждена стипендия кадету за отличную учебу, высоки спортивные результаты и примерную дисциплину. Это, как показал опыт, явилось мощным стимулом для ребят. Как доказательство: количество  отличников в течение года удвоилось, значительно возросли личные и командные спортивные достижения. На всех соревнованиях наш корпус выходит только победителем. Улучшилась дисциплина, активизировалось участие кадет в художественной самодеятельности. Корпус занял первое место в г. Москве среди кадетских учреждений по бальному танцу. Кроме духового оркестра, открыты ансамбль народных инструментов, ансамбль казачьей песни и пляски и др. Практика поощрений выстраивается так, что любое полезное начинание, хорошее устремление, дело кадета непременно отмечается на различном уровне: в отделении, взводе (классе), курсе (параллели), в масштабе всего корпуса. Особенно это наглядно видно при подведении итогов учебной четверти, полугодия, года. Практически у каждого кадета педагоги подметили что-то особенное, что необходимо  отметить грамотой, благодарностью, подарком или нагрудным знаком. И, как правило, поощренные кадеты, отвечают еще большими стремлениями в учебе и воспитании.

    Совершенно правильно говорится, что в работе с детьми нет мелочей. Любую мелочь в поведении  кадета опытный офицер-воспитатель должен своевременно заметить и использовать ее в воспитательных целях. И хотя в корпусе работают опытные офицеры-воспитатели, многие из которых по образованию являются педагогами, психологами, юристами, командирами, для них организованы и проводятся командирские занятия по вопросам теории и практики работы с детьми, где выступают ученые-педагоги из Вузов, департамента и управления образования города Москвы, директор кадетского корпуса. Проводятся мастер - классы, семинары и круглые столы, создано и активно работает методическое объединение воспитателей кадетского корпуса.

    Ничем не заменимой является практика учебно-воспитательной работы в системе школы младших командиров: вице - сержантов, вице - младших сержантов, вице -старших сержантов, командиров отделений, взводов, старшин курсов и других категорий кадет.

    Опыт показывает, что если этому не уделять должное внимание, вряд ли можно добиться высокой эффективности в изучении специальных предметов, таких как: история казачества, занятия в ансамбле казачьей песни и пляски, и в учебно-воспитательном процессе в целом. Упор в воспитательной работе на кадетскую общественность, на мнение, интерес и запрос каждого кадета - это одно из главных направлений процесса воспитания. Именно в кадетской среде куется кадетское братство, общее воспитание. культура в большом и в малом, понимание каждым кадетом задач, стоящих перед ним конкретно и перед Московским казачьим кадетским корпусом им. М.А. Шолохова в целом. стремление каждого воспитанника внести своим личным трудом вклад в копилку хороших дел учреждения. Его необходимо каждодневно прививать до тех пор. пока это стремление не перерастет в необходимую потребность.

    Следует особо подчеркнуть роль и значение родителей (законных представителей). Без активного вовлечения этой категории полноправных участников учебно-воспитательного процесса сегодня трудно рассчитывать на высокий результат работы. И надо признать, что нам не сразу удалось достичь такого понимания как со стороны администрации, педсовета, таки со стороны родительской общественности. Но на протяжении последних трёх лет все участники учебно-воспитательного процесса работают в одном ключе, ставя и добиваясь решения единых задач, стоящих перед кадетским корпусом. Только благодаря такому подходу и стало возможным кадетскому корпусу выйти победителем VI Всероссийского конкурса в номинации «За эффективную и стабильную работу учреждения», а так же удостоиться почётного Знамени Департамента образования города Москвы, которое вручено Московскому казачьему кадетскому корпусу им. М.А. Шолохова на Красной Площади столицы нашей Родины за высокие показатели в учёбе, воспитании и спорте.

    С 1 сентября 2006 года Приказом Департамента образования города Москвы кадетский корпус объявлен городской экспериментальной площадкой по теме:

            «Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся в современных условиях», что придаёт ещё         большее значение, поднимает на более высокий научный уровень всего дела воспитания в кадетском корпусе.

    Мощным стимулом патриотического воспитания кадет явился День Знаний, когда на торжественное построение личного состава кадетского корпуса прибыли уважаемые руководители, почётные гости, воины роты Почётного Караула. Были зачитаны послания кадетам от Председателя Федерального Собрания С. Миронова, ряда руководителей комитетов Государственной Думы и Совета Федерации. С яркой речью и добрыми пожеланиями - напутствиями выступили перед личным составом атаман Центрального казачьего войска Налимов В.И., первый заместитель Префекта Юго-Восточного административного округа города Москвы Грибинючснко М.Н., летчик - космонавт, дважды Герой Советского Союза Ляхов В.И. и многие другие. Кадеты - казачата прошли торжественным маршем, продемонстрировав горстям свою строевую выправку и подтянутость.

    Учитывая многовековую доблестную историю казачества России как великого коллективного патриота своей страны, педагоги, офицеры-воспитатели кадетского корпуса активно используют этот дополнительный мощный стимул воспитания в повседневной практике. Свыше 50% воспитанников - выходцы из потомственных казачьих семей в прошлых поколениях. Во многих семьях кадет хранятся казачьи реликвии и память о потомках - казаках. У десятков воспитанников кадетского корпуса отцы и деды тесно связаны с современным служением казачеству. Многие кадеты, поступая в казачий кадетский корпус, горели желанием приобщиться к казачьим традициям, и устремлены приумножить славу казачества России. И пусть сегодня это стремление проявляется у них в отличной учебе, высоких спортивных достижениях, культуре, глубоких знаниях истории своей страны и роли казачества в защите её рубежей. Это тоже вклад каждого кадета - казака в укрепление могущества России.

    Благодаря проводимой целенаправленной учебно-воспитательной работе каждый кадет высоко гордиться принадлежностью к казачеству, своим казачьим кадетским корпусом как своим родным домом.

 

Директор Московского казачьего кадетского корпуса

им. М.А. Шолохова,

полковник в запасе

Шпиньков М.Д.

 


Версия для печати

Поиск по сайту

СОБЫТИЯ

23 декабря 2009г.
Интервью войскового атамана Центрального казачьего войска В.И.Налимова телеканалу "Доверие"

3 декабря 2009г.
Выступление директора Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова Михаила Даниловича Шпинькова на коллегии

31 октября 2009г.
Совет атаманов ЦКВ

10 октября 2009г.
Совет атаманов Московского отдельского казачьего общества

28 сентября 2009г.
Казачий Праздник на реке Листань

28 июня 2009г.
Выступление В.И. Налимова на Совете при Президенте РФ по делам казачества 25 июня 2009г.

4 июня 2009г.
Главная особенность 14 Большого круга "Центрального казачьего войска"

17 апреля 2009г.
Праздник Пасхи. Светлое Воскресенье Христово

17 апреля 2009г.
Воскреcение Господа Иисуса Христа.

6 апреля 2009г.
Утвержден Устав Тульского отдельского общества ВКО "ЦКВ"

30 марта 2009г.
Завершился 6-ой Сбор казачьих кадетских корпусов

17 марта 2009г.
Обращение атамана Тульского отдельского казачьего общества ВКО "ЦКВ" Валерия Хрусталева

8 февраля 2009г.
Преобразования на сайте

25 января 2009г.
Образован Совет по делам казачества при Президенте РФ.

25 января 2009г.
Десница Иоанна Крестителя снова будет принесена в Россию?


РЕКЛАМА

Слайд-шоу
Московское ОКО ВКО "ЦКВ"
Rambler's Top100 - студия «Неон»
На основе Неосфера
Главная страница Контактная информация