На главную страницу портала ЦКВ
На главную страницу портала ЦКВ
Центральное казачье войско
На главную страницу портала ЦКВ
За Веру, Соборность, Отечество!
Цели ЦКВ
Информационно-методический Центр
Сведения об атаманах реестровых войсковых казачьих обществ Российской Федерации
Новости
Идеология казачества
История
Вестник ЦКВ
Структура ЦКВ
Документы
Полезная информация
Публикации в СМИ
Фотогалерея
Казачата
Форум
Атрибутика
История казачества
Мультимедиа
Итоговая справка по проведению пасхальной ярмарки народного творчества «Казачье подворье»
Войсковой Атаман
Папа, мама, я – казачья семья
Казачья слава и честь
Сынок, послушай старика
Военный раздел
Вести региональных обществ ЦКВ
Экономический блок
Кошевая служба
Торговый дом "Казачий стан"
Контактная информация
Наши информационные партнеры
Карта сайта
Нагайка

Выступление директора Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова Михаила Даниловича Шпинькова на коллегии

3 декабря 2009г.

АСПЕКТЫ КАЗАЧЬЕЙ ПЕДАГОГИКИ,
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ В МОСКОВСКОМ КАЗАЧЬЕМ
КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ  им. М.А. ШОЛОХОВА

Казачья педагогика своими корнями уходит в глубь вековой истории уникальной общности народа, возникшего в порубежье Киевской и поздней Руси, со своей сложившейся культурой и общественным укладом жизни.
В настоящее время имеется много исторических и научно-документальных трудов, посвященных зарождению, становлению и культурно-исторической роли казачества, как уникального явления, не только в Российской, но и в мировой истории.

О необычайной жизненности казачества свидетельствует его современное возрождение после десятилетнего гонения, геноцида и замалчивания.

А разве смогло бы казачество существовать, развиваться и занимать активную роль в общественно-политической и культурной жизни государства на протяжении столетий, при этом, не утратив своей самобытности, целевого стержня своего исторического предназначения, не имея выстроенной самой жизнью системы воспитания своих грядущих поколений. Конечно же, нет. Об этом свидетельствует мировая история исчезновения целых народов и цивилизаций.
Казачья педагогика, как система воспитания имеет свои особенности и отличия от других систем воспитания, как, например, существовавшей в немецком рыцарском ордене, римских школах для подростков и многих других, в том числе и от военной педагогики.

Казачья педагогика, как целостная система воспитания намного шире и всеобъемлюща по сравнению с другими системами воспитания, рассчитанными на определённые элиты, сословия или группы людей. В основе казачьей системы воспитания лежит сама жизнь казака, его хутора, станицы, войска, само историческое предназначение казачества. А весь уклад жизни казака основывался на идеалах православия, служения Отечеству, трудолюбия и демократии, как организованной свободе в широком понимании.

Уже с первого дня своего рождения казак попадал в определённую воспитательную среду, сложившуюся веками, в которой воспитывались и воспитываются его родители, деды и прадеды. Из поколения в поколение методы воспитания, как и сама жизнь совершенствовались. Утверждались наиболее значимые, жизненные и соответствующие уровню общественного развития.

Кратко остановимся на некоторых из них, дошедших до наших дней и не потерявших своего значения в деле воспитания молодёжи, активно и результативно используемых в современной педагогике Московским казачьим кадетским корпусом им. М.А. Шолохова, работающим в месте дислокации Центрального казачьего войска.

Во-первых – это формы и методы казачьей педагогики, основанные на православии, духовных потребностях казака, как одной, и главной, мотивации поведения от подростка до зрелого человека в обществе, его духовно-нравственном содержании. Три года назад кадетский корпус заключил договор о сотрудничестве с определённым Московской патриархией для духовного окормления Свято-Перервинским монастырем, при котором действует духовная семинария. План сотрудничества включает не только беседы о православной культуре и отправление определённых православных канонов,  но и совместное хоровое пение, игра на органе, экскурсионные поездки по православным местам и др.

Новым содержанием эта работа наполнилась с открытием на территории Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова памятника  преподобному Сергию Радонежскому – великому Просветителю Руси, Покровителю русского воинства, всех учащих и учащихся. Кадет старших классов, в канун важных дел (экзамены, ответственные соревнования), часто можно видеть у подножия памятника со склонёнными головами как бы осознанно или ещё не совсем, получая благословение. Педагоги заметили, что все мероприятия, связанные с прикосновением к православной культуре кадет как-то умиротворяют, делают их более одухотворённее, а поведение их становится более вдумчивым и полезным. Основные же знания православной культуры, как впрочем, и других конфессий, кадеты получают на уроках по курсу предмета «История религий», который входит в базовую часть образования, как и предмет «История казачества».

Другой раз приходится слышать вопрос (от работников органов управления образования, что и естественно): «А как же другие конфессии, ведь в Корпусе могут учиться и представители других религий?». Этот вопрос никого из педагогов Корпуса, как впрочем, и родителей никогда не смущал. Ведь задача не в том верят или не верят в бога наши питомцы. Это личное дело каждого. Задача стоит в изучении истории и культуры государство образующего народа и использования всего полезного для дела воспитания соответственно уставным целям и задачам, стоящим перед  кадетским корпусом.

При том родители и сами дети при поступлении в наш кадетский корпус знакомятся с его программами образования и воспитания. Кроме того, с каждым из кадет и его родителями, придерживающихся иной религии, обязательно проводятся собеседования на предмет строгой добровольности участия такого кадета в отправлении определенных православных или иных духовных канонов (например, осенение себя крестом при подходе к иконе святого и др.). И надо отметить, что за всё время существования Корпуса я не встречал со стороны кадет или родителей каких-либо возражений или заявлений по этому поводу. Они, видимо, возникают там, где эта работа  ведётся не совсем продуманно и взвешенно.

Другое важное направление казачьей педагогики, на мой взгляд, почти полностью вытекающее из первого – это весь цикл форм и методов воспитания подростка в духе глубоко осознанного уважения к старшему, к родителям, своим учителям и воспитателям. Это направление сегодня особенно актуально.

То общество, в котором не почитаются старики и учителя, обречено, указывал ещё до Новой Эры Аристотель – учитель и наставник Александра Македонского. Неслучайно, и сегодня, в любом казачьем обществе, войске имеется такой орган, как «Совет стариков», который играет одну из ключевых ролей и не только духовно-нравственных, но и является носителем и блюстителем основных казачьих традиций. Статус отца и матери в казачьей семье был всегда непререкаем для всех её членов. И это положение играло воспитательную роль с двух сторон: с одной стороны утверждало, воспитывало уважительное отношение к родителям со стороны детей независимо от их возраста, а с другой стороны налагало особую подсознательную ответственность родителей за воспитание своих детей. Родители всегда должны быть носителями примера подражания для своих детей. И так из поколения в поколение. Иными словами уважение к старшему, своим родителям и учителям у казака основывается не на страхе перед наказанием, а как необходимость на генном уровне, при том воспитываемое от рождения и на протяжении всей жизни самим укладом жизни и традициями.

Именно такой подход заставил нас шире взглянуть на проблему.

В процесс воспитания у кадет потребности уважительного отношения к старшим наряду с широким спектром средств, форм и методов мы активно вовлекаем родителей (законных представителей). Уже первые родительские лектории, рабочие круглые столы, семинары созданного в Корпусе Клуба родителей «Доверие» наряду с высокой эффективностью этой работы, также показали и имеющуюся пропасть проблем.

Многие родители понятия не имеют и, к сожалению, даже не задумывались о том, что вся их жизнь, любое их поведение и привычки, взаимоотношения в семье, отношения родителей к своим родителям, родным, близким, к своей работе, законам Государства и т.д. обязательно, пусть на подсознательном уровне, но обязательно воспитывает их детей. Пример отца, матери так или иначе всегда будет преобладающим в воспитании ребёнка.

Тоже самое можно сказать и о роли учителя, педагога, а педагогом в кадетском корпусе является каждый работник от уборщицы до директора (так мы считаем). Отсюда личный пример в исполнении своего служебного долга, этика во взаимоотношениях и прочее непосредственно воспитывают у кадет в повседневной практике уважительное отношение к старшему. А без этого не будет кадет воспитан в духе уважения к кадетскому корпусу, к закону и в конечном счёте к Государству, Отечеству.

Только на основе и во взаимосвязи двух первых направлений казачьей педагогики можно выстраивать работу по патриотическому воспитанию одной из главных целей и уставных задач кадетского корпуса.

Главный жизненный девиз (боевой клич) казака всегда был – «За веру, соборность и Отечество».

Отечество, свою Родину он обожествлял и защищал как всевышнего. Главным предназначением казачества всегда было и есть защита Отечества, беззаветная преданность ему вплоть до самопожертвования. И вся история казачества и нашего государства подтверждение тому.

Патриотическое воспитание  в  Московском  казачьем кадетском корпусе им. М.А. Шолохова строится именно на основе и с использованием боевого, бесстрашного и одухотворённого образа Казака – великого патриота своего Отечества.
На ряду с многообразием форм и методов, используемых нами в целях военно-патриотического и гражданского воспитания кадет от встреч с казаками-ветеранами Великой Отечественной войны, видными атаманами, писателями на казачью тематику, участия в историко-археологических и поисковых экспедициях по местам боевой славы казаков, особая роль кадетским корпусом отводится музейной педагогике. Созданный в Корпусе при участии самих кадет, их родителей, а также с помощью казачьей общественности и при поддержке Попечительского Совета Корпуса, который возглавляет лично Префект Юго-Восточного административного округа города Москвы родовой казак – казачий полковник Зотов В.Б.

Музей «Истории казачества» пользуется у всего личного состава Корпуса особой любовью и популярностью. В музее в подлинных экспонатах и документах представлены все, исторически сложившиеся, казачьи войска и общества на территории России наряду с оружием, формой одежды казака от 16 века в музее наглядно показаны важные вехи истории казачества до сегодняшних дней, его огромной роли в создании и защите нашего Отечества.

Музей «Истории казачества», а также второй музей - мемориальную комнату М.А. Шолохова за 2,5 года  посетило свыше 12 тыс. школьников, кадет, казаков, видных общественных и государственных деятелей из 54 регионов России и из 18 стран мира.

Надо отметить, что правильно и целенаправленно используемые приёмы и методы музейной педагогики дают самые положительные результаты в воспитательной работе по известным причинам.
Основная из них – это более живое предметное восприятие исторического образа, которое сподвигает мыслительную, творческую деятельность кадета во время пребывания его в музее. Отсюда в музее собрана уже целая библиотека творческих проектов и рефератов, написанных кадетами самостоятельно по истории казачества, которые активно используются кадетами младших классов.

Музей Корпуса приходит на помощь в изучении культурно-исторических традиций и укладов жизни казачества не только кадетам, но и всем учителям-предметникам, воспитателям. Задача стоит в том, чтобы каждый урок по любому предмету, каждое мероприятие носило воспитательный заряд, в т.ч. на примерах из истории казачества. Отсюда каждый педагог, любой работник Корпуса уже при приёме на работу обязан посетить цикл лекций по музеям Корпуса с тем, чтобы он проникся духом и величием истории Российского казачества и использовал бы этот великий потенциал в своей воспитательной практике.

Особое наполнение и импульс в работе по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию придаёт, развернувшаяся в Корпусе, подготовка к 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. А, как известно, большая роль в приближении Победы принадлежит казачьим соединениям и подразделениям, которые, не смотря на идейные преграды по отношению к казачеству, активно формировались уже в первые годы войны как мобильные и бесстрашные отряды, наводившие на фашистов панических страх.

Нельзя не коснуться и ещё одного важнейшего направления казачьей педагогики – это трудового воспитания, как основы жизненности казака.

Казак по первому зову Отечества обязан был выступить на его защиту хорошо обученным и в полной боевой экипировке (строевой конь с амуницией, оружие, форма одежды в надлежащем состоянии и провизия на несколько дней). И всё это за свой собственный счёт. Кроме того казак, отбывая на войну, должен быть спокойным за свою семью и их материальное благополучие, т.е. он обязан всегда поддерживать своё хозяйство в порядке, крепким. Отсюда самым неуважительным в глазах общественности был нерадивый казак. Всё это отличало казака особым усердием и уважением к труду, как основе жизни человека. Эти качества прививались казаку на протяжении всей жизни и самой жизнью, теми вековыми принципами и установками по отношению к труду, как созданию жизненных благ для продолжения казачьего рода и выполнения его главного исторического общественного предназначения.
Выстроенная система трудового воспитания, находится в Корпусе на основе таких установок, даёт свои положительные результаты в деятельности учреждения.

В Корпусе состоялось 3 выпуска одиннадцатиклассников (115 человек). Все 100% поступили в соответствии с индивидуальным выбором, во многом благодаря предпрофильной и профильной подготовке, в ведущие ВУЗы страны, в т.ч. 53% из них продолжили своё образование в ВУЗах Силовых структур.

Воспитанники нашего кадетского корпуса являются частыми победителями предметных олимпиад, спартакиад и конкурсов не только на районном, окружном уровнях, но и на городском и Федеральном. Так кадет Ясиненко Д. (11 кл.) стал абсолютным победителем г. Москвы на олимпиаде по русскому языку, он же вышел в лидеры на Федеральном уровне. Кадет Костяной И. стал обладателем высшего гранта Президента РФ в кадетском интеллектуальном марафоне России. В смотре-конкурсе на лучшую творческую работу в номинации «Изобразительное искусство» победителем и обладателем высшего гранта МЭРа г. Москвы стал также наш кадет – Белов С.

Кадетский корпус вышел победителем в рамках Национальной программы «Образование» за внедрение в образовательно-воспитательный процесс инновационных технологий.

Наш Корпус также признан лучшим кадетским образовательным учреждением г. Москвы и Юго-Восточного административного округа столицы и награждён Почётным знаменем департамента образования г. Москвы и вымпелом Префектуры ЮВАО г. Москвы.

Это и есть результат комплексной постановки работы по привитию кадетам уважения и потребности к труду. Притом к труду, как к творчеству, как источнику познания, развития и совершенства, наконец, как основе разумной жизни на земле.

Мы остановились лишь на основополагающих аспектах из арсенала казачьей педагогики, как целостной и уникальной системы  воспитания, используемых в Московском казачьем кадетском корпусе им. М.А. Шолохова.

Надо отметить, что наряду с этим казачья педагогика богата разнообразием форм и методов нравственного, культурного, физического, воинского воспитания, воспитания у кадет таких качеств, как товарищество, братство, толерантность, дружба и взаимовыручка на основе системного использования культурно-исторических традиций казачества не может не дать положительных результатов в деятельности, как в целом учреждения, так и каждого участника образовательно-воспитательного процесса. 


Директор МсККК им. М.А. Шолохова                                          М.Д. Шпиньков


Версия для печати

Поиск по сайту

СОБЫТИЯ

23 декабря 2009г.
Интервью войскового атамана Центрального казачьего войска В.И.Налимова телеканалу "Доверие"

3 декабря 2009г.
Выступление директора Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова Михаила Даниловича Шпинькова на коллегии

31 октября 2009г.
Совет атаманов ЦКВ

10 октября 2009г.
Совет атаманов Московского отдельского казачьего общества

28 сентября 2009г.
Казачий Праздник на реке Листань

28 июня 2009г.
Выступление В.И. Налимова на Совете при Президенте РФ по делам казачества 25 июня 2009г.

4 июня 2009г.
Главная особенность 14 Большого круга "Центрального казачьего войска"

17 апреля 2009г.
Праздник Пасхи. Светлое Воскресенье Христово

17 апреля 2009г.
Воскреcение Господа Иисуса Христа.

6 апреля 2009г.
Утвержден Устав Тульского отдельского общества ВКО "ЦКВ"

30 марта 2009г.
Завершился 6-ой Сбор казачьих кадетских корпусов

17 марта 2009г.
Обращение атамана Тульского отдельского казачьего общества ВКО "ЦКВ" Валерия Хрусталева

8 февраля 2009г.
Преобразования на сайте

25 января 2009г.
Образован Совет по делам казачества при Президенте РФ.

25 января 2009г.
Десница Иоанна Крестителя снова будет принесена в Россию?


РЕКЛАМА

Слайд-шоу
Московское ОКО ВКО "ЦКВ"
Rambler's Top100 - студия «Неон»
На основе Неосфера
Главная страница Контактная информация